Все для самостоятельной подготовки к ОГЭ
Зарегистрироваться

Задание 13 из ОГЭ по русскому языку

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Задача 1

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

(1)Это было давно, лет, может, сорок назад. (2)Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и увидел птицу. (3)Она услышала меня, присела в ско…

Задача 2

(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радос…

Задача 3

ОН ЖИВОЙ!

(1)Небо ещё было светло, однако догорало с закатного края.

(2)Птицы гомонили всё реже, отряхиваясь перед сном на ветках.

(3)Я лениво, как бы по обязанности, палил в пр…

Задача 4

(1)Журка потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра». (3)Не такое старинное издание, как другие, хо…

Задача 5

(1)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (2)Полок семь или восемь. (3)Мама сказала:

(4)– Эти книги дедушка оставил тебе.

(5)– Как это мне? — удив…

Задача 6

(1)Однажды, когда Динка была ещё маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям. (2)Все плакали. (3)Динка тоже плакала. (4)Сначала тихо, а потом, ког…

Задача 7

(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

(2)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (3)Она собирала в корзину еловы…

Задача 8

(1)Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. (2)Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам.

(3)В безуспешной и тревожной погон…

Задача 9

(1)В Лондоне в 1920 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка, остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста.

(2)Их внимание было привлечено лежащим без движения,…

Задача 10

(1)Сила человеческой совести всё же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в неё веру. (2)Недавно знакомый писатель рассказал мне об этом удивительную историю.

(3)Писа…

Задача 11

(1)Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто н…

Задача 12

ПОЧЕМУ?

(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела больш…

Задача 13

(1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто о…

Задача 14

(1)Своё умственное, нравственное и гражданское взросление мне следует, главным образом, отнести за счёт уроков литературы и русского языка, то есть сказать спасибо учителю Борису Б…

Задача 15

ГОЛУБАЯ СТРЕКОЗА

(1)В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение. (2)Я записывал все мои впечатления, …

Задача 16

(1)Избушечка у бабы Мани — бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна берё…

Задача 17

Среди предложений найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с однородным и последовательным подчинением придаточных. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Один ра…

Задача 18

Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Нас было в комнате одиннадцать человек. (2)У кажд…

Задача 19

Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Сегодня утром я шёл по улице старого Дрездена. …

Задача 20

Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Но монахи строили на века и сотворяли из ки…

1 2 3 4 5

ОГЭ по русскому языку 2023 повторяет структуру прошлогоднего экзамена. Кроме письменных работ выпускникам 9 класса необходимо ответить на 14 вопросов по грамматике. Рассмотрим подробнее задание 13 — это синтаксис сложного предложения.

Какие трудности возникают

Богатство русской речи — это повод гордиться тем, что мы ее носители. Но также это связано и с трудностями в изучении языка. Сложноподчиненные предложения могут иметь различные конструкции: варьируется количество подчиненных основ и вид связи между ними. Чтобы точно определять эти характеристики и уметь грамотно излагать мысли с помощью сложных предложений, необходимо хорошо понимать материал. Ученики часто допускают ошибки в терминологии, выборе типа подчинительной связи, определении грамматических основ. Во время экзамена требуется внимательно прочитать задание и комментарии к нему, это исключит случайные ошибки. Чтобы успешно проанализировать синтаксис, рекомендуется задать себе такие вопросы: похожи ли конструкции придаточных между собой? Если они однотипны, то подчинение однородное. Если придаточные разные, но все же относятся к одной грамматической основе, — параллельное. Есть ли причинно-следственная связь между придаточными? Если одно обстоятельство вытекает из другого, то подчинение последовательное. В таком случае невозможно опустить одну или несколько грамматических основ без ущерба для смысла. Не исключено, что попадется большое предложение, в котором присутствуют разные виды связи, — это комбинированное подчинение.

Как подготовиться самостоятельно и сдать достойно

Нужно начать заблаговременно. Рекомендуется систематически заниматься «с прицелом» на ОГЭ уже в 8 классе. Размеренный темп способствует вдумчивой работе, хорошему запоминанию правил и определений. Запас времени позволяет выполнить больше практических упражнений, что делает материал более понятным, хорошо закрепляет усвоенное. Успешно подготовиться к испытаниям также поможет чтение художественной литературы. Этот способ приносит кроме пользы еще и удовольствие, расширяет кругозор, повышает эрудированность.

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!