Задание 13 из ОГЭ по русскому языку
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
(1)Это было давно, лет, может, сорок назад. (2)Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и увидел птицу. (3)Она услышала меня, присела в ско…
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радос…
ОН ЖИВОЙ!
(1)Небо ещё было светло, однако догорало с закатного края.
(2)Птицы гомонили всё реже, отряхиваясь перед сном на ветках.
(3)Я лениво, как бы по обязанности, палил в пр…
(1)Журка потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра». (3)Не такое старинное издание, как другие, хо…
(1)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (2)Полок семь или восемь. (3)Мама сказала:
(4)– Эти книги дедушка оставил тебе.
(5)– Как это мне? — удив…
(1)Однажды, когда Динка была ещё маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям. (2)Все плакали. (3)Динка тоже плакала. (4)Сначала тихо, а потом, ког…
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
(2)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (3)Она собирала в корзину еловы…
(1)Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. (2)Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам.
(3)В безуспешной и тревожной погон…
(1)В Лондоне в 1920 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка, остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста.
(2)Их внимание было привлечено лежащим без движения,…
(1)Сила человеческой совести всё же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в неё веру. (2)Недавно знакомый писатель рассказал мне об этом удивительную историю.
(3)Писа…
(1)Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто н…
ПОЧЕМУ?
(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела больш…
(1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто о…
(1)Своё умственное, нравственное и гражданское взросление мне следует, главным образом, отнести за счёт уроков литературы и русского языка, то есть сказать спасибо учителю Борису Б…
ГОЛУБАЯ СТРЕКОЗА
(1)В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение. (2)Я записывал все мои впечатления, …
(1)Избушечка у бабы Мани — бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна берё…
Среди предложений найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с однородным и последовательным подчинением придаточных. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Один ра…
Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Нас было в комнате одиннадцать человек. (2)У кажд…
Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Сегодня утром я шёл по улице старого Дрездена. …
Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Но монахи строили на века и сотворяли из ки…
ОГЭ по русскому языку 2023 повторяет структуру прошлогоднего экзамена. Кроме письменных работ выпускникам 9 класса необходимо ответить на 14 вопросов по грамматике. Рассмотрим подробнее задание 13 — это синтаксис сложного предложения.
Какие трудности возникают
Богатство русской речи — это повод гордиться тем, что мы ее носители. Но также это связано и с трудностями в изучении языка. Сложноподчиненные предложения могут иметь различные конструкции: варьируется количество подчиненных основ и вид связи между ними. Чтобы точно определять эти характеристики и уметь грамотно излагать мысли с помощью сложных предложений, необходимо хорошо понимать материал. Ученики часто допускают ошибки в терминологии, выборе типа подчинительной связи, определении грамматических основ. Во время экзамена требуется внимательно прочитать задание и комментарии к нему, это исключит случайные ошибки. Чтобы успешно проанализировать синтаксис, рекомендуется задать себе такие вопросы: похожи ли конструкции придаточных между собой? Если они однотипны, то подчинение однородное. Если придаточные разные, но все же относятся к одной грамматической основе, — параллельное. Есть ли причинно-следственная связь между придаточными? Если одно обстоятельство вытекает из другого, то подчинение последовательное. В таком случае невозможно опустить одну или несколько грамматических основ без ущерба для смысла. Не исключено, что попадется большое предложение, в котором присутствуют разные виды связи, — это комбинированное подчинение.
Как подготовиться самостоятельно и сдать достойно
Нужно начать заблаговременно. Рекомендуется систематически заниматься «с прицелом» на ОГЭ уже в 8 классе. Размеренный темп способствует вдумчивой работе, хорошему запоминанию правил и определений. Запас времени позволяет выполнить больше практических упражнений, что делает материал более понятным, хорошо закрепляет усвоенное. Успешно подготовиться к испытаниям также поможет чтение художественной литературы. Этот способ приносит кроме пользы еще и удовольствие, расширяет кругозор, повышает эрудированность.