Задание 7 из ОГЭ по русскому языку
МЁРТВЫЙ ГОРОД
(1)Последний раз я был в Севастополе зимой 1921 года.
(2)Мы пришли из Одессы на единственном уцелевшем после белых пароходе «Димитрий». (3)Пять дней «Димитрий» штор…
ПЕСНЯ
(1)На Кубани стояли дождливые осенние дни. (2)Дороги, по которым проехало неисчислимое количество колёс, стали почти непроходимыми: машины то буксовали в грязи, то с треском…
СТРУНА
(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело проис…
(1)В Никольском районе, на родине покойного поэта Яшина, я впервые увидел звёздочки, прибитые к торцам углов сельских изб, и решил, что это пионеры-тимуровцы в честь какого-то праз…
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(3)Машины плывут по воде…
ЗИМОРОДОК
(1)Новый мост взлетел на воздух, рухнули в реку тяжёлые, почерневшие от огня фермы. (2)Остановилось движение к фронту. (3)Снаряды на время стали безвредными, а бензин бе…
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
(1)Как только начинало припекать и подсыхала грязь, жёлтая и худая Халима, повязанная по самые брови шёлковым линялым платком, начинала просушивать постель. (2)О…
(1)Мальчик любил мать. (2)И она любила его страстно. (3)Но ничего толкового из этой любви не получалось. (4)Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбои…
(1)Валентинка не помнила, как уснула на тёплой лежанке. (2)Голоса слились и отдалились, будто где-то смутно бормотало радио.
(3)Откуда-то появился старик с косматыми бровями, накл…
(1)Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»… (2)А у меня была родовая травма. (3)Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. (4)И в мо…
А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ
(1)Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. (2)Они редко припадают к незамутнённому …
БАМБУС
(1)Хмурым утром в дверях школы появился незнакомец странного вида. (2)Невысокого роста, большеголовый. (3)В чёрных спутанных волосах тусклым солнышком проглядывала лысина.
…ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
(1)Это было давно, лет, может, сорок назад. (2)Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и увидел птицу. (3)Она услышала меня, присела в ско…
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радос…
ОН ЖИВОЙ!
(1)Небо ещё было светло, однако догорало с закатного края.
(2)Птицы гомонили всё реже, отряхиваясь перед сном на ветках.
(3)Я лениво, как бы по обязанности, палил в пр…
(1)Журка потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра». (3)Не такое старинное издание, как другие, хо…
(1)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (2)Полок семь или восемь. (3)Мама сказала:
(4)– Эти книги дедушка оставил тебе.
(5)– Как это мне? — удив…
(1)Однажды, когда Динка была ещё маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям. (2)Все плакали. (3)Динка тоже плакала. (4)Сначала тихо, а потом, ког…
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
(2)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (3)Она собирала в корзину еловы…
(1)Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. (2)Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам.
(3)В безуспешной и тревожной погон…
Задание 7 из ОГЭ по русскому языку обычно не вызывает затруднений у теоретически подкованных девятиклассников. Тем, кто плохо учил теорию и недостаточно хорошо владеет терминологией, будет сложно найти правильный ответ, получить положенный один балл. Более того, трудности могут возникнуть уже на этапе понимания задания как такового.
Что потребуется?
Знать, что такое словосочетания, какие типы связи в них бывают; уметь различать их. Задача школьника заключается в замене одного выражения на другое. При этом требуется поменять вид связи. Всего таких видов три – согласование, управление, примыкание. Определить тип можно, попробовав изменить выражение. Если меняются оба слова, то у вас получилось согласование («зеленый лист»). Когда изменяется только одно из них – это управление («день рождения»). Присутствие неизменяемой части речи или невозможность изменений указывают на примыкание («громко кричать», «плыть быстрее»). Без теоретических знаний не обойтись. Нужно как следует выучить определения всех видов словосочетаний, понять, в чем разница, потренироваться подбирать синонимы.
Алгоритм выполнения
Если нужно трансформировать согласование в управление, следует преобразовать имя прилагательное в существительное. Например, «обувная тумба» трансформируется в «тумбу для обуви». В противоположном случае нужно смотреть, какое существительное поменять на прилагательное. Так «прохлада утра» становится «утренней прохладой». Чтобы сделать управление из примыкания, потребуется какое-то слово (обычно наречие) превратить в имя существительное. Пример: «грустно вздохнул» меняем на «вздохнул с грустью». И наоборот, в противоположной ситуации выручит замена одного слова на наречие. «Прошептал со злорадством» меняется на «злорадно прошептал».
Проверка
Проконтролируйте, соответствуют ли получившиеся сочетания слов правилам. Обратите внимание на то, какие части речи используются. Оцените смысл, лексическое значение полученного выражения. В точности ли оно совпадает с первоначальным? Например, распространенная ошибка превращать «книжный шкаф» в «шкаф с книгами», хотя по смыслу подойдут «шкаф для книг», поскольку этот предмет мебели назван в соответствии со своим предназначением, а не наполнением.