Задание 21 из ОГЭ по обществознанию: задача 23

Разбор сложных заданий в тг-канале:

В научный оборот понятие «социальная мобильность» было введено П. А. Сорокиным в 1927 г. и обозначает изменение индивидом или группой своей социальной позиции в обществе. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение). Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т. п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

— характеру — трудовая и по политическим мотивам:

— продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;

— территории — внутренняя и международная;

— статусу — легальная и нелегальная.

В соответствии с изменением человеком своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т. п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. В условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному) решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, а роль образования существенно возрастает.

(По А. Андреевой)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

«Детству следует оказывать величайшее уважение»

Этот афоризм принадлежит знаменитому римскому сатирику и общественному деятелю — Ювеналу. Пройдя эволюционный путь от безымянных чл…

Можно ли считать человеческую одарённость нормой? Ведь яркие проявления одарённости в какой бы то ни было области встречаются редко. Одарённость понимают как характеристику человек…

Гражданское общество как нечто более высокое, нежели просто человеческое общество, формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть в таких жителей данного государст…

Основу сознания народа составляет его духовно-моральный строй, образ мыслей, комплекс его духовных и нравственных запретов, переходящих из поколения в поколение. Это духовно-мораль…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!