Задание 25 из ЕГЭ по русскому языку: задача 21

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 42 сек.

(1)Однажды я нашёл на земле осколок снаряда и показал маме:

— Смотри, какой камень!

— (2)Это не камень, — ответила мама. — (3)Это осколок снаряда. (4)Он разорвался на множество осколков.

— (5)Зачем?

— (6)Чтобы убивать.

(7)Я бросил осколок на землю и опасливо покосился на него.

— (8)Не бойся, — сказала мама, — он уже никого не убьёт. (9)Он сам мёртвый.

— (10)Откуда ты знаешь? — спросил я маму.

— (11)Я же была сестрой милосердия.

(12)Я смотрел на маму, как на незнакомую. (13)Я не мог понять, какое отношение имеет сестра милосердия к маме.

(14)В то далёкое мгновение ни она, ни я не могли даже представить себе, что через десять лет я буду лежать на земле в шинели, в каске, с винтовкой, прижатой к боку, и в меня будут лететь такие камни с острыми краями. (15)Не мёртвые, а живые. (16)Не для жизни, а для смерти.

(17)По-настоящему земля открылась мне на войне. (18)Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну! (19)Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы… (20)Я рыл землю и жил в земле. (21)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (22)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

…(23)Один, только один раз земля не уберегла меня.

(24)Я очнулся в телеге, на сене. (25)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (26)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (27)Я сгорал от жажды.

(28)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, — мама. (29)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (30)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (31)И я стал её звать.

(32)Телега грохотала, заглушая мой голос. (33)Жажда запечатала губы. (34)А я из последних сил шептал незабываемое слово — мамочка. (35)Я звал её. (36)Уповал на неё, как на Бога, Богоматерь, Человекоматерь, Мать.

(37)Я знал, что она откликнется и придёт. (38)И она появилась. (39)И сразу смолк грохот, и холодная животворная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (40)Мама поддерживала мою голову, осторожно, боясь причинить боль. (41)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(42)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

— Сынок! (43)Сынок, родненький…

(44)Я не мог открыть глаза, но я видел мать. (45)Я узнавал её руку, её голос. (46)Я ожил от её милосердия. (47)Губы разжались, и я прошептал:

— Мама, мамочка…

(48)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою.

(49)Моя мать лежала в братской могиле в осаждённом Ленинграде.

(50)Видимо, у всех матерей есть великое сходство. (51)И если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(52)Мама. (53)Мамочка…

(54)На Пискарёвском кладбище зеленеет трава. (55)На Пискарёвском кладбище большие могилы. (56)Большие, общие, заполненные народным горем. (57)Здесь похоронена моя мать.

(58)Документов нет. (59)Очевидцев нет. (60)Ничего нет, за что можно было бы зацепиться пытливым умом. (61)Но вечная сыновья любовь определила — здесь. (62)И я склонился к земле.

(63)Я глажу рукой траву Пискарёвского кладбища. (64)Я ищу сердце матери. (65)Оно не может истлеть. (66)Оно стало сердцем земли.

(По Ю. Я. Яковлеву)

Среди предложений 37–48 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

МАГИЯ КНИГИ

(1)Книга — это магический предмет, раскрыв который уносишься от прозаичности сего дня и места в иной, волшебный или обыденный — но всегда дающий пищу для воображения, …

(1)Большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей; за свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они способны и на что — неспособны. (2)Они не знают, что им…

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у д…

СУПЧИК

(1)«…Пишу тебе из Полтавы, где сейчас всё в цветущих старых каштанах, в ошеломляюще душистой сирени, а на закате вжикаютвжикают над головой маленькие сине-зелёные пульки — …