Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 31

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 15 сек.

(1)Салют, уже? (2)Глушат двойные рамы, городской шум, голоса в комнате… (3)Прозевали? (4)Нет, что же это… (5)Глухие, длинные звуки, «непохожие» (оттого и прослушали начало) — как будто сдвигают тяжёлую мебель. (6)И долгие интервалы…

(7)В две минуты мы на улице. (8)Конечно, к набережной!

(9)На Дворцовой площади черным-черно. (10)Вдруг распахнулось неимоверное пространство, мгновенно перехватив дыхание!.. (11)Два полыхающих факела на Ростральных колоннах, от них словно полудуга, нет — тетива лука сквозь свет и тьму, и на том её конце в кострах вся Петропавловская крепость.

(12)Сейчас это огненная скрепа сердцевины города.

(13)Там слева, под крепостью, в чёрной тени — молнии перебегающих вспышек, и через равнину реки докатывается, опаздывая, тугой гром.

(14)Нет, мы вовремя — неспешно, грозно, подчёркнутый долгими интервалами, словно надо всем миром, гремит, раскатывается праздничный салют. (15)Небо то озарено, в цветных гирляндах, то подёргивается беловатым пеплом, и широкие волны света через равномерные промежутки падают на людей. (16)Точно медленное дыхание.

(17)Теперь мы в людском потоке. (18)Частица его… (19)Что ты думаешь, а ведь сегодня, верно, у доброй половины мужчин под пальто по обоим бортам пиджака ордена, сверкающие лесенки медалей! (20)Водитель такси, водопроводчик — тáк ты их знаешь? (21)Изысканно вежливый референт с разговорами о Стравинском на концерте в филармонии; щёлкающий на счётах бухгалтер — глубоко штатский человек? (22)Ты увидел бы сейчас танкиста, командира сапёрного взвода, старшего политрука блокадного сорок первого, капитана-зенитчика. (23)Даже про сослуживцев, про друзей знал и не знал в точности, что значит вот э т о для них, какая громадная отдана ими этому навсегда часть живой души, — пока не открылось сегодня, сейчас, въявь в вечер преображения людей!..

(24)А посмотри-ка сейчас вокруг себя, ещё и на тех, кто пороху не нюхал. (25)На молодёжь. (26)Мальчишки — никто не в одиночку, непременно стайками. (27)Свой двор, одноклассники, товарищи.

(28)Свой набор полуслов, шуток, кличек, манер, ужимок — своей собственной свободы. (29)Так, напоказ: вот они мы, все как один! (30)Усмехнёшься, но и подумаешь: зачатки, ростки, ячейки мужской воинской общности. (31)А девчонки по две, по три — совсем другое! (32)Мальчишки непременно что-то крикнут, те ответят как положено — вот и всё, разошлись, шумная, весёлая, праздничная свобода.

(33)Что они видели? (34)Ничего, их тогда на свете не было. (35)Но почему же, чуть в толпе юный офицер или солдат (а что и те видели? тоже на свете не было, но так серьёзны, строги лица!), — почему, протискиваясь друг к другу, раздаются в стороны, пропускают бережно, без звука?

(36)Это было — и не в незапамятной бездне времён, а на живой памяти даже многих, живущих, работающих, озабоченных общими заботами, вместе со всеми миллионами советских людей.

(По В. Сафонову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«С весны 1945 года, когда закончилась Великая Отечественная война, для каждого россиянина День Победы является великим днём, праздником, объединяющим представителей разных поколений. Об одном из таких дней рассказывает Вадим Сафонов. Весь текст — это описание глубоко личных переживаний человека, которые удивительно созвучны чувствам сотен людей — взрослых и молодых, а также совсем юных, собравшихся 9 мая посмотреть на праздничный салют. Величественность зрелища и глубину эмоций передают тропы: (А) __________ («тугой гром» в предложении 13, «грозно гремит» в предложении 14, «живой души» в предложении 23, «весёлая, праздничная свобода» в предложении 32) и (Б)_____________ (предложения 5, 11). Синтаксический строй текста отличается конструкциями, максимально точно приближенными к разговорной речи. Вводные и вставные слова и предложения, (В)__________ (предложения 1–3, 20–21, 33), (Г)___________ (предложения 15–16, 24–25) помогают услышать голоса рассказчика и людей, пришедших на праздник».

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. синтаксический параллелизм
  3. метафора
  4. вопросительные предложения
  5. градация
  6. сравнение
  7. парцелляция
  8. эпитет
  9. риторическое обращение

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)…А монастырский корпус, где жили мы далёкой зимой двадцатого года, и липы, и прудок я всё-таки нашла и, забегая вперёд, расскажу об этом.

(2)Я нашла это всё потому, что сначала…

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

ХОЛОСТЯК

(1)Кто-то живёт ради любимых детей, кто-то ради любимых идей, кто-то ради любви к любимой… (2)А он жил и дышал исключительно ради любви к себе.

(3)По утрам он делал заря…

БЕЖЕНКА

(1)Подошла к моему дому, повязанная платком, в старом плюшевом жакете, немолодая, но ещё крепкая. (2)Спросила, когда будет следующий автобус. (3)«А то этот-то убежал раньш…