Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 84

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 55 сек.

(1)Нас было трое: хозяйка двора Валентина, супруг её Тимофей — мой товарищ, да я — гость нередкий. (2)Только что отобедали. (3)Сидели, разморённые едой, жарой. (4)И вдруг:

— Разрешите предложить вам товары со скидкой! (5)Только сегодня наша фирма в честь юбилея…

(6)Я не верил глазам.

(7)В Москве — понятно. (8)От них прохода нет, от этих молодцов. (9)«Здравствуйте! — с белозубой улыбкой. (10)– Сегодня наша фирма в честь десятилетнего юбилея проводит распродажу со скидкой…» (11)И норовят всучить какую-нибудь ерунду.

(12)Но это — Москва. (13)А здесь… (14)Далёкое глухое селенье. (15)Сюда и дороги нет, одни лишь колдобины. (16)А он — вот: из жаркого марева ли соткался, а может, с парашютом… (17)Белая рубашка и галстук, аккуратный пробор на голове, чёрные брюки. (18)Тут в шортах да шлёпанцах на босу ногу жарко. (19)А он…

(20)– Только сегодня наша фирма в честь юбилея предлагает… (21)Глядели на чудо-гостя, глазам не веря.

(22)Гость улыбкой сиял, словами сыпал, убеждая. (23)Но в какой-то момент по нашему равнодушию он, видимо, начал понимать тщету надежд своих, стал гаснуть.

(24)И в самом деле, не нужны были в этом дворе ни ножи, ни тёрки, ни прочее. (25)У хозяев — своя машина, в город часто наведываются. (26)Да и чем завлечёшь людей пожилых и поживших? (27)Всё это, кажется, поняв, торговец сник и смолк.

(28)– Моё дитё… — пожалела его сердобольная Валентина.

(29)– Ты откуда взялось? (30)По такой жаре. (31)Садись в тенёк. (32)Молочка тебе кисленького или холодного кваску? (33)А может, чего похлебаешь?

(34)Молодой человек послушно уселся, квасу попросил, но выпил немного, на вопрос ответив:

— Нас привезли. (35)В ту деревню, а меня в эту… —(36)И завёл было прежнюю пластинку: — Наша фирма в честь юбилея…

(37)Но хозяйка его остановила:

(38)– Фирма твоя… (39)Мучают детей по такой жаре. (40)Кто у тебя чего возьмёт? (41)Тут одни старики. (42)Ни у кого и денег-то нет.

(43)Молодой человек квасу выпил, и сразу его пот прошиб. (44)Побегай по такой жаре да в такой амуниции. (45)Лицо его, волосы были припудрены пылью. (46)Белая меловая пыль покрывала рубашку, серея на вороте; брюки припорошены, чёрные башмаки и вовсе. (47)Но рассиживаться он не стал. (48)Поднявшись, собирал и складывал в сумку свои товары.

(49)– Погоди! — остановила его хозяйка, поднимая глаза на мужа.

(50)– Давай хоть какую-нибудь турунду купим.

(51)– Зачем тебе?

(52)– Дитё в такую даль мучалось, по жаре… (53)Начальство ругать будет, что не продал. (54)А чего тут продашь, кому?

(55)Он уже был готов к дальнейшему бегу, к движенью по дремавшему в летнем зное хутору, где его вовсе не ждали. (56)Разве что дворовые собаки.

(57)– Погоди… — снова остановила хозяйка с приговором.

(58)– Мучают детей. (59)Погоди… (60)Чего ноги зря бить. (61)Давай подумакаем. (62)К куме Шуре либо зайти? — посоветовалась она с мужем. (63)– Они двух овечек продали. (64)К Володе? (65)Как тебе ловчей подсказать…

(66)– Пойди да отведи, — подначил её насмешливый супруг.

(67)– Взаправди! — не поняв шутки, на ноги поднялась хозяйка. (68)Хозяин открыл было рот, чтобы жену урезонить, но лишь рукой махнул. (69)Разве убедишь?..

(70)И вот они подались. (71)Жаркий полдень. (72)Слепит глаза белая меловая дорога. (73)Обомлевший от зноя хутор. (74)Немолодая женщина в белом платке. (75)Отёкшие ноги, ход неторопкий. (76)С ней рядом — юноша с картинки или с неба упавший: белая рубашечка, галстук, чёрные брюки, аккуратный пробор на голове. (77)«Наша фирма в честь юбилея…»

(78)Они уходят. (79)Мы остаёмся в тени, у стола. (80)Даже здесь жарко. (81)Знойный полдень. (82)Безветрие. (83)На небе — ни облачка.

(По Б. Екимову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Обычный случай, типичный для сегодняшней жизни, становится для Б. Екимова поводом к рассуждению о русской душе, о доброте и сочувствии. Для того чтобы передать особенности речи героев, автор использует (А) ____ («подумакаем» в предложении 61, «взаправди» в предложении 67, «неторопкий» в предложении 75). Афористичность повествованию придаёт лексическое средство (Б) _____ («завёл… пластинку» в предложении 36). Размышления автора переданы с помощью (В) ____ (предложение 26). Среди синтаксических средств текста следует отметить (Г) _____ (предложения 81, 82)».

Список терминов:

  1. неологизмы
  2. антонимы
  3. диалектные и просторечные слова
  4. фразеологизм
  5. гипербола
  6. оксюморон
  7. эпифора
  8. назывные предложения
  9. риторический вопрос

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Двадцать четыре ученика — шестнадцать парней и восемь девушек — подрёмывали на уроке истории.

(2)– Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история?

(3)Парень из задних рядов…

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

СЧАСТЬЕ

(1)Леночка стояла от меня всего в двух шагах, не больше. (2)Задрав головёнку, с любопытством глядела, как я заколачивал гвоздь. (3)Близилась зима — надо было утеплить курят…

(1)В вагоне метро на самом видном месте прилеплена рекламка: «(2)Призыв в армию? (3)Нет уж, спасибо! (4)За помощью обращаться по телефону…» (5)Ниже — рисунок: трогательный мальчуга…