Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 157

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 53 сек.

ВЕЩИ И КНИГИ

(1)Мы живем среди овеществлённых человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.

(2)Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, – а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. (3)Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования.

(4)Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. (5)Но овеществлённая мысль их осталась навсегда. (6)Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы.

(7)Овеществлённые мысли ждут нас, когда мы ещё не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. (8)Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.

(9)Вещи не требуют собеседника. (10)В вещах есть что-то безразличное, может быть, даже высокомерное. (11)Они созданы для того, чтобы служить, и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. (12)Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. (13)Они живы, пока живут, и живут, пока служат. (14)Книги без собеседника мертвы. (15)Они могут молчать многие годы. (16)Но когда приходит собеседник – они оживают. (17)У них особая судьба. (18)В отличие от вещей они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них ещё вложены страсти.

(19)Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. (20)Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. (21)Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретён.

(22)Книги ждут собеседника. (23)И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. (24)Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы. (25)Люди одинаково пользуются вещами. (26)Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. (27)Но каждый обращается с книгой по-своему. (28)Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. (29)Вещи живут во времени. (30)Время живёт в книгах.

(31)Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое. (32)Время мудрее вещей. (33)Книги мудрее времени. (34)Потому что время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

(35)Книги мудрее времени. (36)Они оставляют в себе время, которое ушло. (37)В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

(38)Время покорно книгам. (39)Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. (40)В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. (41)Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы...

(42)Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. (43)Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен.

(Л. Лиходеев)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказывая о вещах и книгах, Л. Лиходеев использует такой приём, как ________ (например, на нём построен весь пятый абзац). Яркой приметой публицистического стиля этого текста являются повтор и _________ (предложения 29–30; 32–33; 35, 38), придающие особую экспрессивность тексту. Кроме того, в тексте часто употребляются _________ (предложения 12, 14, 18, 22 и многие другие). Использование книжного _________ в последнем предложении текста придаёт ему особую приподнятую тональность».

Список терминов:

  1. антитеза
  2. ирония
  3. сравнение
  4. литота
  5. метафора
  6. парцелляция
  7. экспрессивный повтор
  8. фразеологизм
  9. синтаксический параллелизм

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

(1)Прошло три года.

(2)Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной …

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

(1)Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (3)Женился он на девушке невиданной красоты. (4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын мол…