Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 97

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 46 сек.

(1)Дети и война. (2)Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, предостеречь.

(3)В Освенциме, где я была несколько лет назад, меня прямо в сердце ударило многое. (4)И какие-то второстепенные детали и главное. (5)Впрочем, перед жерлом печей крематория нет второстепенных деталей. (6)Прежде всего поразила абсолютная будничность дорожного указателя «ст. Освенцим» и обыкновенная стрелка. (7)Для тех, кто там живёт и сегодня, это ещё и просто станция, просто городок. (8)Как город Хиросима — для его жителей.

(9)Замерли мы у медной доски около польского барака на месте расстрела фашистами пастора Максимилиана Кольбе. (10)Он был казнён, когда администрация лагеря проводила очередную санкцию, — за побег нескольких узников казнили каждого десятого. (11)Кольбе был девятым, а десятым — плотник, у которого в деревне оставалось восемь детей. (12)Кольбе пошёл вместо плотника. (13)На медной доске, установленной потом, только два слова: «Ноmo Hominае» — «Человек человеку»… (14)Потом смотрели фильм, снятый в Освенциме кинооператорами 2‑го Украинского фронта сразу после освобождения лагеря советскими войсками. (15)А на следующий день — тоже «Ноmo Hominае» — увидели могилу Николая Быкова, одного из этих кинооператоров. (16)Он погиб при освобождении следующего польского города, Вроцлава, и похоронен там же, на огромном советском военном кладбище.

(17)И, конечно, самое тяжкое — дети Освенцима. (18)Дети в документальном кинофильме — отрядик близнецов, которых фашисты не убили из «научных» целей (немецкие врачи проводили на близнецах какие-то особые опыты)… (19)Детские вещи в витринах — маленькие сандалики, коляски, ночные горшки, чемоданы с распашонками… (20)И почти так же поражают дети коменданта Освенцима, Коха. (21)Он был чадолюбив — жена и дети жили тут же, в лагере, дом их находился как раз напротив печей крематория. (22)Тут вот слева — печи, а тут вот справа — дом коменданта, лужайка, деревья, детский смех, светлые платьица, гости и гостинцы. (23)А между печами и домом, точно посередине, — колодец. (24)На перекладине этого колодца был потом повешен Кох. (25)Вот и его детям не удалось остаться маленькими на войне.

(26)…Как все дети, мой внук любит смотреть кино. (27)Особенно если стреляют, кричат «ура!», побеждают. (28)Но однажды мальчик случайно остался смотреть телепередачу, посвящённую годовщине Нюрнбергского процесса. (29)И увидел кадры, снятые нашими кинооператорами, тем самым Н. Быковым, в 1944, при освобождении Освенцима. (30)Ночью он плохо спал. (31)Потом, рисуя войну, бои, самолёты, он совсем перестал чертить такой простенький, такой удобный для изображения знак свастики. (32)Перестал, хоть и не знает, что много лет назад его ровесник, Роберт Опрышко, мальчик, которому в 1942 году в Ленинграде исполнилось семь лет, тоже любил рисовать войну. (33)Но рисовал только советские танки. (34)Объяснял просто: «Наши танки сильные, нарядные и звёздочки такие красивые, а фашистский знак, у, противный, даже рисовать не хочу!» (35)У этого Роберта советские танки и самолёты всегда рвались вперёд.

(36)Прошло много лет. (37)Нынешний ребёнок увидел краешек той страшной войны, но теперь, сегодня, при слове «фашист» говорит как выстраданное и глубоко, лично понятое: «Ты помнишь, что они сделали с тем человеком? (38)Скелет и на нём живая голова». (39)И ещё: «Ты не хочешь, чтобы была война? (40)Я тоже очень не хочу».

(По Л. Очаковской)

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«В своём очерке Л. С. Очаковская делится впечатлениями от посещения лагеря смерти Освенцим, ставшего музеем и символом памяти о всех жертвах фашистских репрессий. Эмоциональность тексту придаёт троп (А)_____ («жерлом печей крематория» в предложении 5, «краешек… войны» в предложении 37). Той же цели служит синтаксический приём (Б)_____ («обжечь, остановить, предостеречь» в предложении 2). Немыслимое соседство фабрики смерти и безмятежной семейной жизни коменданта лагеря показано автором с помощью (В)_____ (предложение 22). Голоса героев повествования мы слышим благодаря (Г)_____ (предложения 34, 37–40)».

Список терминов

  1. эпитет
  2. парцелляция
  3. градация
  4. вопросно-ответная форма изложения
  5. антитеза
  6. разговорная и просторечная лексика
  7. восклицательные предложения
  8. прямая речь
  9. метафора

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Я не боюсь, что люди перестанут читать или, тем более, писать. (2)В одной Америке 8 миллионов блогеров истерически строчат заметы на полях своей нехитрой жизни. (3)Не верю я и в…

(1)Родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодают ему очень многое. (2)Но из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознат…

ДЯДЯ ГИЛЯЙ

(1)Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александр…

(1)Он стоял на берегу, облитый солнцем, плечистый. (2)Ветер трепал его лёгкие, светлые волосы, а кончик носа был розовый — только что сошла обгоревшая на солнце кожа. (3)В одной ру…