Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 44

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 44 сек.

(1)Стрельба утихла. (2)Присыпанный землёй, чумазый, измученный, Глечик оторвался от своей винтовки.

(3)Он весь дрожал от пережитого и сдерживал себя, чтобы не расплакаться, не потерять самообладания. (4)Чувства и разум его не могли примириться с мыслью, что нет в живых Свиста, что он никогда больше не поднимется, не заговорит, не шевельнётся. (5)Но самое страшное для Глечика было в смерти всегда властного, строгого старшины, без которого боец чувствовал себя маленьким, слабым, растерянным.

(6)Старшина, видно, очень страдал. (7)Он лежал на боку, откинув голову, в набрякшей кровью повязке и, вздрагивая, судорожно шевелил губами. (8)Глечик, упав на колени, склонился к нему, его измученное сердце разрывалось от нестерпимого горя утраты.

(9)– Свист!.. (10)Свист!.. (11)Бей! — не узнавая бойца, тихо шептал старшина. (12)Его пересохшие губы едва шевелились, паузы между словами всё увеличивались.

(13)Глечик понял, что командир бредит, и у бойца задрожали губы от жалости к старшине, к себе, к мёртвому Свисту, от страха и одинокой своей беспомощности.

(14)– Что вам, товарищ старшина? (15)Может, воды? (16)Может, шинель подстелить? (17)Но Карпенко снова сомкнул веки и сжал зубы — сказать он уже, кажется, не мог ничего.

(18)И тогда в траншее появился Овсеев. (19)Пригнувшись, он торопливо перепрыгнул через Карпенко, обсыпав его землёй, и неожиданно и загадочно бросил Глечику:

– Тикай к чёртовой матери!

(20)Всё ещё придерживая голову старшины, Глечик вздрогнул и, не поняв ничего, огромными глазами смотрел вслед товарищу, который тут же исчез за поворотом траншеи. (21)Через какой-то миг для Глечика всё стало предельно ясно. (22)Он почти физически ощутил, как болезненно столкнулись в его душе два властных противоречивых чувства — жажда спасения, пока была к этому возможность, и свежая, ещё только что осознанная и гордая решимость выстоять.

(23)Вокруг было тихо. (24)Ветер настойчиво гнал низкие лохмотья туч. (25)Во многих местах небо прояснилось, окаймлённое белизной облаков.

(26)Это затишье стало постепенно возвращать к жизни измученного Глечика. (27)Как ни тоскливо и безнадёжно было ему оставаться одному, но он почувствовал, что придётся стоять до конца. (28)Безразличный к самому себе, не спеша, пренебрегая опасностью, боец ходил по траншее и готовил оружие.

(29)В сознании необычайно отчётливо предстала ничтожность всех его прежних, казалось, таких жгучих обид. (30)Как он был глуп, обижаясь когда-то на мать, отчима, болезненно переживая пустячные невзгоды военной службы, строгость старшины, нечуткость товарищей, стужу и голод, страх смерти. (31)Теперь всё это казалось ему каким-то очень далёким и удивительно никчёмным, ничтожно мелким в сравнении с гибелью тех, кому больше, чем себе, поверил он и с кем сжился.

(32)Подсознательно он чувствовал, что, пережив это, стал иным, уже не прежним робким и тихим. (33)Что-то новое, мужественное и твёрдое, властно входило в его душу…

(34)Между тем из деревни в поле выехала вереница немецких машин. (35)Они подались в объезд, в сторону лощины — враги определённо готовились к штурму переезда. (36)А Глечику так хотелось жить! (37)Пусть в стуже, голоде, страхе, хоть в таком кошмарном аду, как война, — только бы жить.

(38)В тот же миг до слуха его донеслись удивительно тоскливые звуки, отчего он запрокинул голову, всматриваясь в поднебесье. (39)Потом улыбнулся и с непонятной, неожиданно сладкой болью в душе долго смотрел в небо. (40)Там, медленно продвигаясь под облаками и надрывно курлыкая, летела в неведомую даль коротенькая цепочка журавлей.

(41)В измученной, истерзанной душе бойца ожили полузабытые ощущения далёкого детства. (42)Глечик сдерживался, чтобы не расплакаться, — спазмы непонятной обиды то и дело сжимали его горло. (43)Охваченный властной силой воспоминаний, он не сразу заметил, как откуда-то возник тяжёлый танковый гул. (44)Боец очнулся, когда на пригорок, зажав в клещи дорогу, выползло стадо чудовищ с крестами на лбу. (45)Вокруг загрохотала, задрожала земля. (46)Соскочив с бруствера, Глечик схватил единственную гранату, прижался спиной к дрожащей стенке траншеи и стал ждать. (47)Он понимал, что это конец, и изо всех сил сдерживал в себе готовое прорваться наружу отчаяние, в котором необоримой жаждой к жизни бился далёкий призывный журавлиный крик…

(По В. Быкову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Большинство произведений Василя Быкова посвящены теме Великой Отечественной войны. В повести «Журавлиный крик» автор показывает, как тяжело перед лицом смерти сохранить человеческое достоинство, проявить мужество, не позволить страху взять над собой верх. Выразить сложную гамму чувств главного героя текста Глечика, молодого бойца, автору помогают многочисленные тропы, среди которых (А) ___________ («свежая и гордая решимость» в предложении 22, «жгучих обид» в предложении 29, «тоскливые звуки» в предложении 38, «сладкой болью» в предложении 39) и (Б) ______________ (предложения 8, 26, 42). Особую эмоциональность тексту придают такие синтаксические средства выразительности, как (В) _____________ (предложения 2, 4, 5, 37, 45) и (Г) _____________ (предложения 9, 10, 36)».

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. антитеза
  3. эпитеты
  4. метафоры
  5. ряды однородных членов предложения
  6. риторические вопросы
  7. восклицательные предложения
  8. парцелляция
  9. анафора

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

(1)Некоторые мои читатели время от времени просят меня написать рассказ о такой любви мастера к своему ремеслу, чтобы им можно было поучиться. (2)Желая ответить читателям, много пе…

(1)Салют, уже? (2)Глушат двойные рамы, городской шум, голоса в комнате… (3)Прозевали? (4)Нет, что же это… (5)Глухие, длинные звуки, «непохожие» (оттого и прослушали начало) — как б…

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…