Задание 27 из ЕГЭ по русскому языку: задача 110

Разбор сложных заданий в тг-канале:

(1)Ясность — это когда всё чётко понятно и видно, когда нет никакой путаницы, когда всё логично и стройно.

(2)Ясность — удивительное слово. (3)И у него хорошая словесная родня. (4)Все церковнославянские, праславянские, санскритские, украинские, сербские, польские слова, связанные с нашей «ясностью», обозначают или простоту, или свет, или блистающую роскошь, или просеку в тёмном лесу. (5)То есть говорят о чёткости, прозрачности и перспективе. (6)В ясный день всё вокруг видно насквозь, как на рентгене. (7)Ясный месяц отчётливо светит, ясный взгляд ничего не скрывает, проясняется смысл — и, значит, всё стало понятно до самой основы. (8)При этом ясность может быть недоброй — «учтиво, с ясностью холодной» звал Ленский Онегина на смертельную дуэль. (9)Она способна заморозить — ведь бывает ледяная ясность. (10)Но зато предполагает честность и открытость до конца.

(11)С ясностью у меня сложились особые отношения. (12)Классе в шестом или седьмом я получил заслуженную двойку. (13)Дневники были исключительно бумажные, электронных ещё не придумали. (14)И я попытался двойку затереть — сначала ластиком, потом бритвой. (15)Вышло как-то не очень. (16)Тогда я сварил яйцо — считалось, что горячие крутые яйца выводят чернильную запись. (17)Ясное дело, яйцо осталось недоваренным и при нажатии желток протёк.

(18)В отчаянии я вырвал грязные страницы и спустил в мусоропровод. (19)А дневник завернул в целлофан и спрятал во дворе под плоский камень. (20)Что делать дальше, я не знал; насчёт дальнейших планов ясности не было. (21)В первый день я отоврался, что дневники собрали на проверку; во второй — что заболела Нонна Пална; в третий — что у неё воспаление лёгких и дневники поэтому вернут нескоро. (22)На четвёртый день я сунул руку под дворовый камень — и ничего под ним не обнаружил.

(23)Это был удар такой нездешней силы, что я до сих пор боюсь об этом вспоминать. (24)Я сидел возле камня на корточках и не мог заставить себя встать. (25)Казалось, что рушится жизнь; и чем яснее была весенняя погода, тем более смутным и неясным представало моё будущее. (26)Идти домой и признаваться? (27)Невозможно. (28)Скрывать дальше? (29)Но как?

(30)Через месяц я собрался с духом и отчаянно соврал любимой маме, что диагноз был ошибочным, что учительница заболела какойто заразной болезнью и поэтому все наши дневники сожгли на хоздворе. (31)Маме, разумеется, всё было ясно, однако она притворилась, что верит. (32)Зачем? (33)Не знаю. (34)Может быть, она смутилась от моей невероятной наглости. (35)Может быть, решила пощадить — у подростков ведь больное самолюбие, это самый тяжёлый период, труднее не бывает. (36)А может, решила сначала проверить… (37)Но всю оставшуюся жизнь (а мама ушла, когда ей исполнилось 80 лет) мы с ней стеснялись говорить об этом. (38)Так этот эпизод остался в наших отношениях не прояснённым до конца.

(39)За что я расплатился в полной мере. (40)Потому что до сегодняшнего дня мне раз в месяц снится сон. (41)Я давным-давно взрослый и даже немолодой человек. (42)Кандидат филологических наук. (43)Но почему-то должен вернуться в десятый класс (тогда ещё учились десять лет) и заново сдавать экзамены на аттестат. (44)А дневника моего нет. (45)А как объяснить, я не знаю. (46)А ложь, похожую на правду, не придумал. (47)И — тоска!

(48)Поэтому теперь я во всём и всегда стараюсь выбрать ясность. (49)То есть недвусмысленность. (50)То есть правду. (51)Она холодная, но честная, и от неё не остаётся страшных снов. (52)По той же самой причине я предпочитаю тёплой мутной хмари — ясную морозную погоду, потому что высвечен каждый предмет, обведён каждый контур, не ошибёшься. (53)Я предпочитаю ясность в отношениях — вот этого ждём, а на это надеяться нечего. (54)Иногда обидно, но лучше знать заранее и не надеяться напрасно. (55)Я предпочитаю ясность мыслей, чтобы поменьше тумана и смутных клубящихся образов — так труднее обмануться, принять ложь за истину, а пустоту за содержание. (56)И не случайно мне так нравится пушкинская проза — лёгкая, стремительная, ясная. (57)Никаких метаний, уклонений в сторону, никаких «“да” и “нет” не говорите, чёрное и белое не называйте». (58)Принимаются только прямые ответы, ясные, яркие, чёткие и ровные, как просека.

(59)Как написано в одной священной книге, «пусть “да” твоё будет “да”, а “нет” — “нет”».

(60)Или, как сказал тот же Пушкин в стихотворении, адресованном шестилетнему Павлуше Вяземскому, —

Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Делай то-то, то-то,
Не делай того-то.
(61)Кажись, это ясно.
(62)Прощай, мой прекрасный.
(А. Архангельский)

*Алекса́ндр Никола́евич Арха́нгельский — российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, профессор Высшей школы экономики.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера, укажите смысловую связь между ними и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение присылай в формате "Текст".

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

О ДРУЖБЕ

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя вс…

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснени…

О БАЙКАЛЕ

(1)«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путеш…