Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 137

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 8 сек.

(1)Невозможно себе представить, как, например, развивать в человеке совесть, какие действия производить для этого; но несомненно, что совесть сама развивается или, если так можно сказать, укрепляется, становится главным во внутреннем мире человека, коль скоро в классе меньше принуждения, больше творчества, лучше отношения – если всё кругом честно.

(2)Развитие совести непредставимо; но можно представить себе поле, в котором человек становится совестливым. (3)Ведь если совесть – это общая правда, с которой мы все живём, правда внутри нас, то важно, откуда и как получает эту правду ребёнок.

(4)Для пробуждения (развития? формирования? укрепления? сохранения?) совести ребёнок должен расти в максимально правдивой атмосфере. (5)Правда – кислород воспитания.

(6)Получается, что внутренняя свобода – это прежде всего свобода правды. (7)Не просто правдивость или искренность, а вот это трудно передаваемое состояние правды. (8)Свободный человек несёт правду в себе, являет её, вокруг него свет правды – поэтому-то он так выделяется среди других, а не потому, что он свободно сидит, стоит, ходит, движется. (9)Принято говорить о таких людях, что они служат правде; но они не служат, они свободны, они выражают её. (10)Свободными людьми поддерживается нравственность мира. (11)Свобода не в том, что нет запретов; свобода в правде и совести – общественной правде и личной совести.

(12)Всё это верно и понятно, если мы принимаем основной постулат: совесть – правда внутри нас. (13)В мире есть правда, эта правда во мне – моя совесть. (14)Совесть – не обыденная честность. (15)Двадцатый век знал ужасных злодеев, которые действовали строго по своим убеждениям и в этом смысле были честны; они способны были и на подвиги злодейства ради своих убеждений. (16)Они были субъективно честны, но совести не знали – отрицали высшую правду. (17)Они были бессовестны, и не случайно они называли совесть химерой и хотели освободить людей от этой химеры – совесть и фанатизм несовместимы. (18)А им нужна была фанатическая приверженность идее и идеологии. (19)Ещё в начале шестидесятых годов шёл в нашей стране журнальный спор, что выше – совесть или партийность? (20)Объявили, что партийность – выше.

(21)Но всё, что будто бы выше совести, то есть выше правды, безнравственно. (22)Всюду, где пытаются построить жизнь не по совести, а по каким-то иным основаниям, даже если их и объявляют высшими, например, вековой мечтой человечества, – там нет свободы.

(23)Казалось бы, правда и совесть ограничивают движения и поступки человека, а значит, ограничивают безграничную свободу. (24)Но тут мы подходим к таким глубоким основаниям человеческого духа, что обычные понятия становятся неприменимыми. (25)Нечто такое происходит и в математике, когда дело доходит до бесконечностей: одна бесконечность плюс ещё одна – это сколько? (26)Одна бесконечность.

(27)Так и с понятием «свобода»: свобода и правда – две бесконечности, составляющие одну. (28)Поэтому жизнь по правде, или жизнь по совести, что одно и то же, и есть единственно возможная свободная жизнь.

(29)В мире – идеальная правда, которая есть, в которую нужно верить, в которую верят все нравственные люди; эту правду мы чувствуем в себе, когда нас мучит или благодарит совесть, потому что у правды и у совести одно и то же содержание. (30)Общая, единая, единственная на всех правда и существует в мире в виде совести всех людей и каждого в отдельности, подобно тому как единый язык народа живёт – если оставить в стороне книги – в языке каждого человека, говорящего на этом языке.

(31)Совесть – способ существования правды в человеке; справедливость – способ существования её в обществе. (32)Мы чувствуем правду в себе – как совесть – и в своём окружении – как справедливость. (33)Правда есть всегда, а реальной справедливости может и не быть, мы сами утверждаем её своей жизнью. (34)И совесть есть в каждом, но не каждый живёт по совести, не каждый совестлив. (35)Вертикаль «правда – совесть» есть и без нас, а горизонталь «справедливость – совестливость» требует наших нравственных усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее верим мы в существование правды и совести.

(36)Тут и ответ на вопрос, как воспитать внутренне свободного человека: будем совестливы, будем поддерживать справедливость в классе и в школе – и дети наши вырастут свободными людьми.

(37)Боюсь, что другого, более простого ответа нет.

(По С. Соловейчику)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Острая направленность поднятых автором социально-философских проблем подчёркивается тем, что текст построен на сопоставлении и противопоставлении понятий совесть – правда – свобода. Что такое совесть всех людей и каждого в отдельности? Как её взрастить в маленьком гражданине? На эти вопросы отвечает автор, используя при этом такие синтаксические средства выразительности, как (А)____ (предложения 1, 4, 8, 16, 36 и др.), (Б)____ (предложения 19–20, 25– 26). Строгость изложения сочетается в тексте с эмоциональностью, поэтому в тексте часто встречается (В)____ («постулат», «химера», «фанатизм», «идея», «идеология»), (Г)____ («свет правды», «пробуждение совести», «кислород воспитания» и др.)».

Список терминов:

  1. ирония
  2. метафора
  3. вопросно-ответная форма
  4. парцелляция
  5. восклицательные предложения
  6. гипербола
  7. синтаксический параллелизм
  8. однородные члены предложения
  9. публицистическая лексика

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

(1)Стрельба утихла. (2)Присыпанный землёй, чумазый, измученный, Глечик оторвался от своей винтовки.

(3)Он весь дрожал от пережитого и сдерживал себя, чтобы не расплакаться, не пот…

(1)Двадцать четыре ученика — шестнадцать парней и восемь девушек — подрёмывали на уроке истории.

(2)– Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история?

(3)Парень из задних рядов…

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…