Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 92

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 4 мин. 5 сек.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

(1)Каждую весну, когда в лесу засинеет снег, вспучатся речки и появятся первые проталины, начинает выстреливать мохнатыми шишечками веснянка-верба.

(2)И этот первый привет расцветающей земли в вербное воскресенье люди несут на кладбище близким своим и прикрепляют венки к крестам, звёздам, обелискам.

(3)Кладбище уральского городка, в котором я прожил много лет, расположено на крутой и голой горе. (4)Почва здесь неприютная, каменистая, и потому на кладбище мало растительности, есть только крючковатые приземистые пихтачи, обожжённые ветрами, да взлелеянные памятливыми людьми липки и несколько берёзок. (5)Зато всюду на могилах железные памятники и оградки. (6)И уже по этому можно заключить, что в городе живут металлурги. (7)Среди множества захороненных на кладбище людей закопан и кусочек металла. (8)В войну мастер мартеновского цеха упал в шестидесятитонный ковш с металлом. (9)По древнему обычаю железоделателей, полагалось весь этот ковш вылить и схоронить, но шла война, и стране очень нужен был металл.

(10)Тогда почерпнули из огромного ковша маленький ковшичек стали и унесли на кладбище.

(11)Были здесь и такие могилы, возле которых люди опускали глаза и виновато проходили мимо. (12)Завалившиеся холмики, и над ними десятка два наспех сколоченных из досок и фанеры пирамидок и ни одного деревца. (13)Только несколько диких кустов шиповника ершились на этих могилах. (14)В июне они роняли сморщенные лепестки цветов на вымытый дождём камешник.

(15)Но однажды пришли школьники, комсомольцы, бывшие фронтовики и убрали жалкие пирамидки и сделали братскую могилу тем, кто умер от ран в госпиталях этого города. (16)Местный скульптор-самоучка слепил из глины памятник, и местные же заводские рабочие, всю жизнь варившие только чугун и сталь, своеручно сделали форму и отлили из чугуна фигуру солдата.

(17)Он стоял, горестно насупив брови, с каской в руке. (18)На спине у него топорщился не то вещмешок, не то плащ-палатка. (19)Он был неуклюжий, этот чугунный солдат. (20)Но сработан от всего сердца, и потому приняли его как родного, не замечая корявин.

(21)А принимали его не по акту.

(22)Наши женщины считают, что неоплаканная могила бывает только у сирот. (23)Ну, а всякий человек хочет, чтобы его родные даже после смерти не были одинокими.

(24)Усталые от выплаканных слёз, прижимая платки к глазам, женщины покидали кладбище. (25)Но вот одна из них свернула к чугунному бойцу, положила у подножия памятника несколько веточек вербы и тихо сказала:

(26)– Неоплаканные, неоцелованные вы, сыночки, и жесткато вам могила сиротская. (27)Где же это ваши матери-страдалицы? (28) — Она замолкла на минуту, и по лицу её сыпанули слёзы. (29) — Ведают ли, знают ли они, где ваш приют последний? (30)Могила моего Степанушки в болгарской стороне. (31)Пусть матери тамошние умягчат ему землю слезою своею, а я вас, милые, оболью, омою слезьми вдовьими…

(32)К голосу этой женщины присоединился второй:

(33)– Где ты, где ты похоронен, сокол ненаглядный, Пантелей ты мой, Иванович? (34)Есть ли у тебя могилка, у любезного? (35)Мягка ли тебе матерь-земля?..

(36)– Чьи вы, деточки, чьи вы? — уже спрашивал третий голос. (37)– А не видали ли вы сыночка мово? (38)Не встречали ли его в битве с ворогом? (39)Улетел, спокинул меня, горемышную, и не знаю-то я о нём малой весточки…

(40)Оградка, посреди которой стоял неуклюжий и всем родной человек, всё заполнялась. (41)Рос ворох верб возле памятника. (42)Не осталось уже места в оградке, и тогда женщины начали становиться возле неё на колени, и кланялись земле, и целовали её мокрыми от слёз губами, чтобы мягче и ласковей она была.

(43)…Каждую весну, когда засинеет в лесах снег и высвободит проталинки, когда распустится верба-веснянка, раздаётся плач на этом кладбище. (44)И всякий раз, когда я слышал его, этот плач, сердце останавливалось у меня, и думал я: если все женщины земли соберутся на солдатские кладбища, мир содрогнётся и падёт ниц перед этим горем.

(В. Астафьев)

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Память о войне. Ещё долго не стихнет боль в сердцах наших соотечественников от потерь и горьких утрат, потому что коснулась война каждого. Виктор Астафьев, бывший фронтовик, посвятил военной теме многие страницы своих произведений. И рассказ «Вербное воскресенье» тоже о памяти. Читая его, представляешь, что это сказ — много в нём народно-поэтической лексики: «сокол ненаглядный, горемышная, матерь-земля, в битве с ворогом». Наряду с этой лексикой автор использует (А) _______ («корявины» в предложении 20), а также (Б) _______ («омою» в предложении 31, «падёт ниц» в предложении 44). А такие синтаксические средства, как (В) ______ (предложения 2, 11, 15) и (Г) ______ (предложения 31, 33, 36), делают нас сопричастными описываемым в рассказе событиям».

Список терминов

  1. книжная лексика
  2. сравнение
  3. индивидуально-авторское слово
  4. парцелляция
  5. обращения
  6. вводные слова
  7. ряды однородных членов
  8. метафора
  9. метонимия

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у д…

ЁЖИК

(1)Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше. (2)Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от…

(1)Ночью было видно, как горел Ленинград. (2)Издали пламя казалось безобидным и крохотным. (3)Первые дни мы гадали и спорили: где пожар, что горит — и каждый думал про свой дом, но…

(1)«Покажите, какие поёте вы песни, и я скажу, что вас ждёт впереди», — мог бы ответить тот, к кому обратились бы за судьбой народа. (2)Для этого не нужно быть оракулом.

(3)«…и я …