Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 116

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 4 мин. 26 сек.

РЮКЗАК

(1)Роковая вещь — этот рюкзак! (2)Точнее говоря — чудовищная вещь! (3)Сколько раз я собирался сделать его лёгким и удобным для переноски! (4)Но он всегда противится! (5)Он этого не хочет. (6)У него свои желания, он упрям.

(7)Всё говорит о том, что я уменьшу его. (8)Кто, в конце концов, господин? (9)Он или я? (10)Кому надлежит повелевать, а кому подчиняться?! (11)Значит…

(12)Что такое путешествие с терзаниями и пыткой? (13)Настоящее разочарование. (14)А этот раздутый, огромный рюкзак разве не пытка египетская? (15)Уже в трамвае я выгляжу «двухместным»; прислониться совершенно невозможно. (16)При входе меня из-за него толкают туда-сюда. (17)Просто загадка, как я попадаю в купе. (18)Снятие его с плеч опасно для жизни окружающих. (19)Наверху, в сетке, он подобен горе, так что сидящие внизу дамы весь день боязливо косятся на него! (20)И ещё он хочет, чтобы я брал его с собой на каждую прогулку…

(21)Что такое путешествие без возможности сосредоточиться? (22)Ничто. (23)Чепуха. (24)Потерянное время и усилия. (25)Вот, кстати, эта чудесная гора, эта «великолепная громада», «вершина», или как там её назвать, что вижу я в ней? (26)С поникшей головой, согбенной спиной, стеснённым сердцем иду я с моим рюкзаком и чувствую только, как его ремни врезаются мне в спину и как его седло до крови стирает мне позвоночник. (27)Как я могу духовно «сосредоточиться», когда мой «центр» телесно сместился вниз и лежит на мне тяжким грузом? (28)Вероятно, именно этот гном наслаждается путешествием. (29)Потому что я не наслаждаюсь почти ничем. (30)Он, этот идол, это чудовище, этот кошмар, который я несу по жизни. (31)Да, он скачет, я тащу; он властвует, я служу; он путешествует, я только сопровождаю его. (32)Обременительно, невыносимо, унизительно!

(33)Но сегодня я наконец-то выяснил, как удалось ему унизить меня до роли своего слуги, и смею думать, что вскоре смогу освободиться от него. (34)Дело в том, что я уразумел, почему он не даёт себя уменьшить, а точнее, почему я этого не понимаю. (35)Во-первых, — из страха; а во-вторых, — из тщеславия.

(36)Ведь это же я его укладываю. (37)А когда укладываю, — говорю это совершенно искренне, — мною владеют, терзают меня два соображения. (38)Первое называется — «вдруг»… (39)Второе — «настоящий альпинист». (40)Потому-то он и становится полным, сверхполным, огромным.

(41)«Вдруг»… (42)Это значит — страх перед случайностями и опасностями путешествия: вдруг похолодает, станет сыро, дождливо, ветрено, туманно, жарко, душно; вдруг я промочу ноги, получу насморк, кашель, у меня начнётся головокружение, мигрень, заболит желудок или случится что-нибудь ещё; вдруг мне придётся ночевать под открытым небом, слишком рано вставать, оставаться без горячей пищи и т. д. (43)Ведь всё надо предусмотреть, чувствовать себя обеспеченным и снаряжённым…

(44)«Настоящий альпинист»… (45)Это — тщеславие, знать, что ты снаряжён, как настоящий альпинист. (46)А если совсем доверительно, между нами, то я никогда не предпринимаю большие и трудные подъёмы на горы. (47)Настоящий альпинист должен захватить с собой много чего: кайло, топор, верёвку и ещё кое-что. (48)Всё это тяжело, обременяет и давит. (49)Я же ощущаю, что только тогда «по-настоящему путешествую», если выгляжу как «настоящий альпинист». (50)Ведь «вид» относится к «бытию»! (51)Или нет? (52)А если этот «вид» стоит таких трудов, что до истинного «бытия» дело уже не доходит?..

(53)О, Властелин жизни моей! (54)Чего только нам не приходится подобным образом нести по жизни! (55)Нам всё кажется, что мы не можем этого лишиться: сначала мы должны всё это накопить, заработать, добыть, захватить; затем — сохранить, уберечь, застраховать, следить. (56)Конечно, никто нас не сможет за это упрекнуть: умный человек копит и всегда предусмотрителен. (57)Но, само собой разумеется, и то, что никто из нас не хочет отставать от других: касается ли это меховой шубы, мотоцикла или ещё чего-либо. (58)Хорошо! (59)Частная собственность, естественно, утверждается и охраняется. (60)Однако тут встаёт главный вопрос: как получается, что всё нажитое владеет нами, отягощает нас и ездит на нас верхом, становится нашим властелином и идолом? (61)Как образуется этот фальшивый центр в спине, этот проклятый «рюкзак»?

(62)Что мне делать с моим рюкзаком, я уже знаю. (63)Вчера я попробовал, и всё получилось отлично: проявилась способность сосредоточиваться, прогулка была чудесной.

(64)Ну, а что же нам делать с нашим «состоянием», чтобы оно не стало нашим властелином, а оставалось нашим действенным орудием? (65)Возможно, и здесь нам поможет внутреннее «преображение», и мы начнём борьбу за освобождение от внешнего мира — из себя?!

(По И. Ильину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Всё нажитое человеком в течение жизни, особенно если он склонен к накопительству, складывается, по мнению автора, в этакий своеобразный рюкзак, который затем, постепенно наполняясь, становится властелином человека. Причём внимательный читатель поймёт, что в тексте автор рассуждает не только о материальных приобретениях. Используя такую оригинальную метафору, Иван Александрович Ильин выстраивает весь текст на основе (А) ______, которая особенно заметна в предложениях 10, 31. Существенную роль при этом играет (Б) _______ (предложения 32, 40, 55). Яркими синтаксическими приёмами, оживляющими повествование, являются (В) _______ (предложения 28–29) и (Г) _______ (предложения 7, 8, 9, 14)».

Список терминов:

  1. антитеза
  2. сравнение
  3. риторические вопросы
  4. лексический повтор
  5. градация
  6. оксюморон
  7. метафора
  8. разговорная лексика
  9. парцелляция

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

БЕЖЕНКА

(1)Подошла к моему дому, повязанная платком, в старом плюшевом жакете, немолодая, но ещё крепкая. (2)Спросила, когда будет следующий автобус. (3)«А то этот-то убежал раньш…

(1)Мне скоро семь. (2)До школы остаётся полгода. (3)И меня решают отдать в детский сад, чтобы я успела привыкнуть к детям и научилась с ними общаться. (4)Но общаться со сверстникам…

(1)Мне скоро семь. (2)До школы остаётся полгода. (3)И меня решают отдать в детский сад, чтобы я успела привыкнуть к детям и научилась с ними общаться. (4)Но общаться со сверстникам…