Задание 27 из ЕГЭ по русскому языку: задача 93

Разбор сложных заданий в тг-канале:

(1)Родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодают ему очень многое. (2)Но из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.

(3)Современники и потомки издавна помнили и чтили тех, кто упорным трудом самовоспитания определил свою судьбу, преодолев неблагоприятные условия. (4)Обратимся лишь к некоторым примерам из отечественной истории.

(5)В 1738 году в селе Дворянинове Тульской губернии в небогатой и незнатной дворянской семье родился Андрей Тимофеевич Болотов. (6)По обычаю того времени, он маленьким ребёнком, как Гринёв из повести Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк. (7)Дома его учили наставник из немцев и отец. (8)Но Болотов рано потерял родителей, и быть бы ему дворянским недорослем, если б он сам упорно не стремился к образованию. (9)В отцовском доме сохранилась хорошая библиотека. (10)Своими наставниками юный Болотов сделал книги. (11)Он изучал историю, географию, математику, фортификацию.

(12)Когда Болотову было семнадцать лет, его потребовали в полк. (13)Болотов участвовал в Семилетней войне. (14)Вот тут-то ему и пригодился немецкий язык, выученный в детстве. (15)Он стал военным переводчиком. (16)Походная жизнь и служебные обязанности оставляли немного времени для самообразования, но он использовал его без остатка: читал, переводил, продолжал изучать разные науки, среди них философию. (17)Около тридцати лет от роду Болотов вышел в отставку и вернулся в деревню. (18)Теперь он занялся ботаникой и медициной, агрономией — практически и теоретически. (19)Основал первый в России сельскохозяйственный журнал «Сельский житель». (20)С годами тяга к знаниям у Болотова не убывала. (21)Он увлёкся педагогикой и попробовал свои силы в драматургии. (22)Его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» — ценный памятник русской культуры и быта XVIII века.

(23)Вся долгая жизнь Болотова (он прожил до девяноста пяти лет!) — непрерывный труд самовоспитания. (24)Сколько раз мог бы он свернуть с однажды избранного пути, сослаться на неблагоприятные обстоятельства, судьбу или среду! (25)Но всю свою жизнь он был верен ещё в самой ранней юности намеченной цели — просвещаться и просвещать.

(26)Вспомним и Антона Павловича Чехова. (27)Люди, близко знавшие Чехова, вспоминают, что он не любил говорить о себе. (28)Не вёл он и дневника. (29)А его записные книжки — это короткие записи сюжетов, беглых впечатлений, характерных деталей, словечек или фамилий. (30)Записей, в которых отразились бы раздумья о себе, записей, проникнутых рефлексией, у Чехова в «Записных книжках» нет. (31)Именно поэтому внимание его биографов давно привлекли в письме к Суворину следующие строки. (32)«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

(33)Разные это люди, разной была их жизнь. (34)Но во всех этих биографиях есть нечто общее — рано поставленная перед собой большая цель и самоотверженное стремление к ней. (35)Неблагоприятные обстоятельства никогда не служили для таких людей оправданием. (36)Самовоспитание и самообразование они начинали рано и продолжали всю жизнь.

(37)Важным условием самовоспитания они считали постоянный критический и требовательный самоанализ. (38)Самоанализ, то есть желание разобраться в своих мыслях, проверить свои поступки.

(39)Было время, когда самоанализ в нашей литературе считался признаком слабости, когда близкое к нему понятие «рефлексия» употреблялось в осудительном смысле в выражениях вроде «интеллигентская рефлексия» или «рефлектирующий интеллигент». (40)Это несправедливо. (41)Нельзя воспитать себя, не размышляя над самим собой — глубоко, тревожно, иногда мучительно.

(42)Рефлексия, то есть критическое осмысление своих мыслей и действий, неутомимая работа самопознания, — важнейшая сторона духовной жизни человека. (43)Великий греческий философ Сократ, если верить преданию, сказал: «Познай самого себя!» (44)Размышления о природе и необходимости самопознания проходят через труды и жизнь многих выдающихся мыслителей. (45)Вопрос «Быть или казаться?» — один из сложных и острых вопросов, которые задаёт себе человек, задумываясь о самом себе, о своём образе и поведении, входит в область рефлексии. (46)Людям, прошедшим путь упорнейшего самовоспитания, свойственно постоянно оценивать себя на этом пути, мысленно и на бумаге соотносить поставленные перед собой задачи.

(По С. Львову)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (3)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама…

ОН ЖИВОЙ!

(1)Небо ещё было светло, однако догорало с закатного края. (2)Птицы гомонили всё реже, отряхиваясь перед сном на ветках. (3)Я лениво, как бы по обязанности, палил в прол…

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснени…