Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 141

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 36 сек.

(1)Наверное, каждый задаёт себе вопрос: кому нужны ни на что не годные, бесполезные для общества старики?

(2)С одной стороны, никому, даже самим себе. (3)Болезни, дряхлость, нищенские пенсии и никакой перспективы, кроме пристойного кладбища, и то, если есть кому позаботиться о похоронах. (4)Конечно, в любом возрасте есть свои крохотные радости: солнышко весной, зелень на деревьях, сериал по ящику, неожиданный звонок дочери, если ей вдруг придёт в голову блажь раз в месяц позвонить. (5)Но и такие подарки выпадают не всем.

(6)Тем не менее, миллионы стариков продолжают жить, и во всех развитых странах о них заботятся, тратя на эту опеку уйму сил, времени и денег. (7)Ещё любопытно вот что: пенсионеры не зарабатывают, только тратят, но чем лучше в стране живётся старикам, тем почему-то богаче и устойчивей сама страна.

(8)Видимо, с какой-то другой стороны старики нужны, и очень нужны. (9)Что же это за сторона?

(10)Можно, конечно, сказать, что всё дело в древнем обычае, которому следуют, не задумываясь, и сослаться на Библию, священную книгу иудеев и христиан: мол, там написано, вот мы и соблюдаем. (11)Но ведь Библия не просто некий свод правил – это текст, в котором спрессован опыт целой череды поколений. (12)Библия в течение многих веков писалась людьми, людьми же дописывалась, переписывалась, редактировалась, переводилась на разные языки. (13)И можно не сомневаться: всё, что на этом долгом и сложном пути из текста не выпало, многократно подтверждено житейской практикой. (14)Раз сказано «Чти отца своего», значит, отца надо чтить. (15)Не будешь чтить – твоё бездушие на тебе же жестоко отыграется.

(16)Почему так? (17)На это, как всегда в жизни, много причин. (18)Попробуем разобраться хотя бы в некоторых.

(19)Самая простая – если ты не будешь заботиться о своих стариках, твои дети не станут заботиться о тебе. (20)Они ведь учатся жить не на наших поучениях, а на нашем примере. (21)Очень люблю старую немецкую сказочку, уж не помню, чью. (22)Такого, примерно, содержания.

(23)В одной семье жил дедушка, уже порядком дряхлый. (24)И взрослых злила его неряшливость за столом. (25)В конце концов, они начали ставить для старика на пол специальное корытце, куда и наливали похлёбку. (26)Однажды глава семьи, вернувшись домой, увидел, что его маленький сынишка, сидя на пороге, скоблит какую-то деревяшку. (27)Он спросил:

(28)– Ты чего это мастеришь?

(29)Мальчишка ответил:

(30)– Я вырезаю корыто, из которого вы с мамой будете есть, когда состаритесь…

(31)Но чтить стариков надо не только по сугубо личным причинам.

(32)Этнографы давно обратили внимание на то, что в процессе эволюции, вопреки расхожему мнению, выживали только те племена, где в основе человеческих отношений лежала не сила, а (…).

(33)А те, где властвовал культ силы, где слабость отвергалась, как досадная помеха, бесследно исчезали в болоте времени. (34)Объясняется это, в общем-то, просто. (35)Самые слабые в племени дети и старики. (36)Там, где не заботились о детях, у племени не было будущего, племя просто вымирало. (37)А старики зачем? (38)Да за тем, что именно они несли и передавали младшим накопленный десятилетиями опыт борьбы и выживания, они учили, лечили и, в силу нажитого авторитета, гасили гибельные конфликты. (39)Книг в глубокой древности не было, и знания о мире переходили из рук в руки, от стариков к молодым.

(40)Кто знает, какой была бы Россия, если бы в самые трудные её времена не держали так высоко планку порядочности наши великие старики: Паустовский, Эренбург, Твардовский, Пастернак, Капица, Шостакович, Товстоногов, Ахматова, Раневская, Сахаров, Лихачёв, Ростропович, Ульянов, Лавров, Окуджава?

(По Л. Жуховицкому)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Любая проблема, как правило, имеет две стороны. И проблема стариков не исключение. Леонид Жуховицкий задаёт в своём тексте вопросы о том, зачем нужны старики, и даёт на них ответы. Яркая и актуальная публицистика Жуховицкого основывается на таких лексических средствах выразительности, как (А)____ («крохотные радости», «священная книга», «досадная помеха»), (Б)____ (например, в предложении 33), (В)____ («солнышко», «блажь», «уйма», «сказочка», «мальчишка»). Частотны в тексте и (Г)____ (предложения 3, 4, 12, 38, 40)».

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. антонимы
  3. парцелляция
  4. восклицательные предложения
  5. эпитеты
  6. фразеологизмы
  7. однородные члены предложения
  8. вопросительные предложения
  9. анафора

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

ПЕРВАЯ БОМБЁЖКА

(1)Настоящий страх, страх жутчайший, настиг меня, совсем ещё юнца, на войне. (2)То была первая бомбёжка. (3)Наш эшелон народного ополчения отправился в начале июля…

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

СЧАСТЬЕ

(1)Леночка стояла от меня всего в двух шагах, не больше. (2)Задрав головёнку, с любопытством глядела, как я заколачивал гвоздь. (3)Близилась зима — надо было утеплить курят…