Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 148

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 0 сек.

(1)Среди ночи Гриша проснулся от крика:

(2)Помогите, люди добрые!

(3)Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.

(4)– Люди добрые! (5)Карточки потеряла! (6)Карточки в синем платочке завязаны! (7)Может, кто поднял?

(8)Гриша уразумел, где он и что. (9)Это кричала баба Дуня. (10)Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. (11)Она словно продыхивалась, сил набиралась. (12)И снова запричитала, пока не в голос:

(13)– Карточки… (14)Где карточки… (15)В синем платочке… (16)Люди добрые. (17)Ребятишки… (18)Петяня, Шурик, Таечка… (19)Домой приду, они исть попросят… (20)Хлебец дай, мамушка. (21)А мамушка ихняя… – (22)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

(23)– Люди добрые! (24)Не дайте помереть! (25)Петяня! (26)Шура! (27)Таечка! (28)– Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.

(29)Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату.

(30)– Бабаня! – позвал он. (31)– Проснись… (32)Она проснулась, заворочалась:

(33)– Гриша, ты? (34)Разбудила тебя. (35)Прости, Христа ради.

(36)– Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

(37)– На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня.

(38)– Нельзя на сердце. (39)Ты на правый ложись.

(40)– Лягу, лягу…

(41)Она чувствовала себя такой виноватой. (42)Гриша вернулся к себе, лёг в постель. (43)Баба Дуня ворочалась, вздыхала: не сразу отступало то, что пришло во сне. (44)Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. (45)Про карточки он знал. (46)Давно, в войну и после, на них давали хлеб. (47)А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец.

(48)Следующей ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу её понял, что она неспокойно спала.

(49)– Не будила тебя? (50)Ну и слава Богу…

(51)Прошёл ещё день и ещё, а потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. (52)В разговоре мать спросила:

(53)– Спать тебе баба Дуня даёт? (54)Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: (55)«Молчать!» (56)Она перестаёт, мы пробовали.

(57)По пути домой стало думаться о бабушке. (58)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой, а тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (59)Про старые годы вспоминал отец, но для него они прошли. (60)А для бабушки – нет. (61)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (62)Все люди прожили горькое и забыли, а у неё оно снова и снова. (63)Но как помочь?

(64)Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. (65)Вспоминал и глядел на бабушку, думал: (66)«Лишь бы не заснуть».

(67)За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. (68)Пришла ночь, потушили свет. (69)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа, и, когда наконец из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (70)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

(71)– Потеряла… (72)Нету карточек… – бормотала баба Дуня ещё негромко. (73)– Карточки… (74)Где…

(75)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. (76)Чтобы уж наверняка.

(77)– Хлебные… карточки… – в тяжкой му́ке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(78)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (79)Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

(80)– Вот ваши карточки, бабаня… (81)В синем платочке, да? (82)Это ваши, вы обронили, а я поднял. (83)Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он.

(84)Баба Дуня смолкла. (85)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (86)Не сразу пришли слова, но пришли:

(87)– Мои, мои… (88)Платочек мой, синий. (89)Мои карточки, я обронила. (90)Спаси Христос, добрый человек…

(91)Гриша поднялся, потушил в кухне свет. (92)Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно, белел снег, посверкивая живыми искрами. (93)Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… (94)Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. (95)Он отчётливо понял – ни слова, ни даже намёка. (96)Это должно остаться и умереть в нём. (97)Нужно делать и молчать. (98)Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. (99)Нужно делать и молчать. (100)И придёт исцеление.

(По Б. Екимову)

Прочитайте фрагмент рецензии.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Речевой портрет героини автор создаёт при помощи лексического средства: (А)____ («исть», «ихняя», «мамушка»), а также элементов экспрессивного синтаксиса: (Б)____ (предложения 71, 73, 74) и (В)____ (предложения 4, 5, 6). Сложные чувства, которые испытывает мальчик, переданы с помощью такого тропа, как (Г)____ (в предложениях 78, 94)».

Список терминов:

  1. метафора
  2. метонимия
  3. разговорная и просторечная лексика
  4. лексический повтор
  5. анафора
  6. ряды однородных членов
  7. риторический вопрос
  8. неполные предложения
  9. восклицательные предложения

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

МАТЬ ИЗМЕННИКА

(1)Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов.

(2)Не ожидая помощи, изнурённые трудами и голодом, с каждым днём теряя надежды, люди в страхе смот…

(1)Мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, нет даже особняков под офис. (2)Но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина. (3…

(1)Если обращаться к жизни художника, то, я думаю, есть смысл заглянуть в неё лишь с точки зрения того, как она переплавлялась затем в его творчестве: в роли — если это актёр, в му…