Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

ЗИМНИЙ ДУБ

(1)Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. (2)Едва они ступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. (3)Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. (4)Но ничто не рождало здесь звука.

(5)Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (6)Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (7)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (9)Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

(10)— Так вот он, зимний дуб!

(11)Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что её тысячекратно повторенное изображение глядит на неё с каждой ветки. (12)И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

(13)Савушкин продолжал водить её по своему мирку. (14)Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (15)Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. (16)Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (17)Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаённую жизнь леса. (18)Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие её уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

(19)И она-то считала себя умелой учительницей! (20)Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. (21)Да и где он лежит, этот путь? (22)Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кощеева ларца.

(23)Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. (24)И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной, небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего. (25)Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.

(Ю. Нагибин)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1–4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Герой рассказа Ю. Нагибина Савушкин знакомит свою учительницу с миром природы, в котором он живёт, — со своим «мирком», как пишет автор. Зимний дуб и красота зимнего леса навеяли Анне Васильевне мысли о несоответствии красоты окружающей нас действительности тому, как мы выражаем свои чувства с помощью языка — «бедного, сухого и холодного» (предложение 18). В этом же предложении автор употребляет (А) _____. Художественное своеобразие текста создаётся использованием (Б) _____ («дуб — старший собрат» в предложениях 5–6), (В) _____ («мириады крошечных зеркал»), многочисленными (Г) _____, выраженными как творительным падежом существительного (в предложении 7), так и оборотами (в предложении 5) и придаточными предложениями (в предложениях 12, 22)».

Список терминов:

  1. гипербола
  2. оксюморон
  3. ряды обособленных членов
  4. сравнения
  5. фразеологизм
  6. парцелляция
  7. парафраза
  8. контекстуальные синонимы
  9. цитирование

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Твой план подготовки к ЕГЭ 2017 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?