Задание 26 из ЕГЭ по русскому языку: задача 140

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 4 мин. 15 сек.

ВОЗЛЮБЛЕННОЙ

(похвальное слово)

(1)С детских лет – и сейчас – и так будет до конца жизни – она была единственной и незаменимой: самой преданной и самой равнодушной, самой красноречивой и безмолвной. (2)Люди уходили, приходили, проходили, – она, с годами меняясь, но всё та же, шла за мной и со мной всюду: из города в деревню, с родины в чужие страны, участница дней работы и часов отдыха, утеха бессонных ночей. (3)То старая, то вчера родившись, мудрая, глупая, капризная, пустая, красивая и безобразная…

(4)Есть два подобия целомудренных и страстных объятий: море и раскрытая книга; их оценить может всякий возраст. (5)Но море однообразнее книги и быстрее утомляет; книга держит в объятьях часами, годами, всю жизнь, и любовные выдумки её безграничны. (6)Прочитанная, она остаётся в памяти – и снова рождается, опять влекущая и ещё раз полная тайны. (7)В море мы плаваем на поверхности – в книгу уходим с головой, и чем глубже, тем слаще и чудеснее.

(8)Чаще всего её называют другом. (9)Она бывает Учителем, ласковой матерью, детищем и злым врагом. (10)Но, конечно, она – возлюбленная, неподражаемая в постоянстве и вечном равнодушии. (11)Ничто не дало миру столько добра и столько зла, как книга, и никто другой не пользовался таким почётом в памяти далёких поколений. (12)Самым невозможным кажется исчезновение книги, замена её иной человеческой выдумкой. (13)Это, конечно, случится, – но к тому времени люди переродятся, и не будет больше ни любви, ни вымысла, ни наивной веры, украшающей нашу жизнь. (14)С жалостью думается о таких людях будущего.

(15)Страницы старых и новых книг – как душистый сад: они засеяны цветами любви, тревоги, откровенности и лицемерия. (16)Иные поросли́ репейником злых чувств, другие благоухают наивностью и чистотою веры. (17)Кладбище лучшего, что жило и умерло в веках. (18)Каждая строчка – напряжённая мысль, каждая запятая – сомнение, каждая точка – удовлетворённость.

(19)Когда вы стоите перед книжными полками – помните, что перед вами останки чувств и знаний, оттиски самых сложных душевных движений, неслышный горячий спор идей, мнений и взглядов на мир, попыток оправдать жизнь и оттянуть минуту окончательного с ней расчёта. (20)Люди пишут для того, чтобы заговорить в себе тоску по вечному и чтобы шуршаньем пера отогнать самый страшный из вопросов.

(21)Возлюбленная! (22)Тебе, незаменимой спутнице, обязан всем, что было в жизни особенного и святого.

(23)Первой тягой вдаль – желаньем убежать в неисследованные страны и сделаться следопытом, курить с краснолицыми братьями трубку мира, носить за плечами ружьё, но лишь для защиты, а не для напрасного убийства зверей, с которыми жил бы в дружбе и взаимном понимании.

(24)И первыми положительными знаниями: если развести в воде селитру и написать раствором что-нибудь на бумаге, а высушив, приложить уголёк спички, то бегущий уголёк будет писать на бумаге то же слово.

(25)Первыми сомнениями: если мир сотворён многомилостивым Богом, то почему же в мире так много зла и несправедливости (урок учил хорошо, а по греческому двойка).

(26)И первой любовью: я любил и сейчас не забыл тургеневскую Асю.

(27)Первыми достижениями: то была книжка журнала, и в ней рассказ, подписанный моим именем. (28)Я был тогда счастливейшим из гимназистов.

(29)И первым уходом в мир несчастных, не имеющих пристанища, голодных, страдающих по притонам и по тюрьмам, попавших под колесо жизни, – маленьких героев высокочтимого Диккенса.

(30)Чувством бунтарства, святейшим из чувств, родившимся от пустяковой подпольной брошюрки. (31)И позднейшим сознанием, почерпнутым в Библии, что всё – суета сует.

(32)Тихим покоем, спускающимся с книжных полок на спинку кресла и изголовье постели. (33)Скла́дной музыкой слов родного языка, собранных в толстые томы. (34)Очарованьем чужого творчества, которое всегда наше, потому что читающий творит заново – по образу своему и подобию. (35)И попытками самому овладеть чужим сознанием, занять его мысль своей беседой.

(36)Тем, что можно встречаться и говорить с людьми, которых уже давно нет; а они были не хуже теперь живущих. (37)И тем, что умереть совсем, без остатка, нельзя; что хоть на завтрашний денёк останешься в печатной строчке, написанной вот этим пером.

(38)Ей, возлюбленной книге, – похвальное слово!

(М. Осоргин)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Михаил Андреевич Осоргин – замечательный писатель и эссеист русской эмиграции первой половины XX века – воспел книгу в ярких эссе, которые собрал потом в одном сборнике «Заметки старого книгоеда». Стилистическая неповторимость, колоритный осоргинский слог, интимно-доверительный тон повествования – всё это придаёт тексту глубочайшее непостижимое обаяние. Трудно сказать, какие из средств выразительности не использовал автор в своём похвальном слове книге. Но всё же наиболее яркими являются (А)____(предложения 30–35), (Б)____ (в предложениях 6, 16, 19 и др.), (В)____ (предложение 5). Первая половина текста построена на (Г)____, но особенно выразительна она в предложениях 1–3, 7».

Список терминов:

  1. разговорные слова
  2. развёрнутая метафора
  3. оксюморон
  4. гипербола
  5. синтаксический параллелизм
  6. градация
  7. фразеологизмы
  8. вопросительные предложения
  9. антитеза

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.

(3)Малодушный слаб душой. (4)…

ПЕРВАЯ БОМБЁЖКА

(1)Настоящий страх, страх жутчайший, настиг меня, совсем ещё юнца, на войне. (2)То была первая бомбёжка. (3)Наш эшелон народного ополчения отправился в начале июля…

(1)«Покажите, какие поёте вы песни, и я скажу, что вас ждёт впереди», — мог бы ответить тот, к кому обратились бы за судьбой народа. (2)Для этого не нужно быть оракулом.

(3)«…и я …

ЁЖИК

(1)Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше. (2)Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от…