Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

ВЕЩИ И КНИГИ

(1)Мы живём среди овеществлённых человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.

(2)Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, — а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. (3)Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования.

(4)Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. (5)Но овеществлённая мысль их осталась навсегда. (6)Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы.

(7)Овеществлённые мысли ждут нас, когда мы ещё не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. (8)Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.

(9)Вещи не требуют собеседника. (10)В вещах есть что-то безразличное, может быть, даже высокомерное. (11)Они созданы для того, чтобы служить, и они служат — не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. (12)Им неважно, кому они служат. (13)Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. (14)Они живы, пока живут, и живут, пока служат. (15)Книги без собеседника мертвы.  (16)Они могут молчать многие годы. (17)Но когда приходит собеседник — они оживают. (18)У них особая судьба. (19)В отличие от вещей они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них ещё вложены страсти.

(20)Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. (21)Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. (22)Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретён.

(23)Книги ждут собеседника. (24)И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. (25)Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы. (26)Люди одинаково пользуются вещами. (27)Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. (28)Но каждый обращается с книгой по-своему. (29)Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. (30)Вещи живут во времени. (31)Время живёт в книгах.

(32)Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое. (33)Время мудрее вещей. (34)Книги мудрее времени.

(36)Книги мудрее времени. (37)Они оставляют в себе время, которое ушло. (38)В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

(39)Время покорно книгам. (40)Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. (41)В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. (42) Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…

(43)Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. (44)Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен.

(Л. Лиходеев)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1–4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказывая о вещах и книгах, Л. Лиходеев использует такой приём, как (А) _____ (предложения 11-19). Яркой приметой публицистического стиля в этом тексте являются повтор и (Б) _____ (предложения 30–31, 33–34), придающие особую экспрессивность тексту. Кроме того, в тексте частотны (В) _____ (предложения 13, 15, 19, 23 и многие другие). Использование (Г) _____ в последнем предложении текста придаёт ему особую приподнятую тональность».

Список терминов:

  1. антитеза
  2. ирония
  3. сравнение
  4. литота
  5. олицетворение
  6. парцелляция
  7. фразеологизм
  8. синтаксический параллелизм
  9. риторический вопрос

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Твой план подготовки к ЕГЭ 2017 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?