Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 59

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Многообразие культур — отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (то есть модели уподобления), при которой меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя их традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).

Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог — более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры (а распространение культуры — простейшая разновидность культурного диалога) относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют другие формы, например культурную трансмиссию.

Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Зам кнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества.

Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, то есть стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасны потерей культурной самобытности.

Культурная трансмиссия — процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства — телевидение, радио, кино.

(А. И. Кравченко)

Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте с опорой на текст три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Приведите три аргумента подтверждающих необходимость поддержки государством инноваций в экономике?

Процессы глобализации, урбанизации и унификации национальных культур, происходящие в XX–XXI веках, выдвигают в качестве одной из задач правительств современных государств сохранени…

Проиллюстрируй тремя примерами особенности партнерской семьи.

Социальное самочувствие людей во многом зависит от качественных характеристик повседневной жизни, определяющих атмосферу доброжелательности или агрессии, комфорта или напряжения, с…