Задание 18 из ЕГЭ по обществознанию: задача 110

Разбор сложных заданий в тг-канале:

«Государство — основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории. Предшествующими государству формами социальной саморегуляции и самоорганизации людей были традиции, нормы, обычаи, родоплеменные образования, характерные для первобытно-общинного строя. В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода.

Существует несколько теорий возникновения государства: теологическая, военная, патриархальная, договорная и др. Сторонники материалистической теории утверждают, что государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытно-общинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относят: переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей — купцов; появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества и др.

Функции государства отражают его динамическую характеристику, развитие в движении. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы её достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание функции (управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей). На одном этапе исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

Признаками государства всегда были территориальная целостность; исключительное право издавать общеобязательные для всех граждан законы, осуществлять правосудие, взимать налоги; осуществлять эмиссию денег; наличие публичной власти (органов принуждения, таких как армия, полиция, службы правопорядка, наделённых соответствующими полномочиями). Государство всегда претендовало на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Оно оформляло обязательность членства в государстве — гражданство. Оно имело символы государства: герб, флаг, гимн, девиз. Государственный язык был средством общения на суверенной территории. Была единая оборонная и внешняя политика, единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др. Но самым главным признаком государства всегда был его суверенитет — верховенство и независимость государственной власти от какой-либо другой власти на всей территории страны, независимость в отношениях с другими странами».

(По Л. Н. Боголюбову)

Назовите три причины, которые, с точки зрения материалистов, привели к образованию государства. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите одну любую причину, не относящуюся к точке зрения материалистов и не указанную в тексте.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Используя обществоведческие знания:

– укажи не менее трёх основных признаков понятия «общество»;

– объясни связь общества и природы (Объяснение может быть дано в одном или несколь…

Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока, Азии, Африки сохран…

С возникновением «класса интеллектуалов» движущей силой социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно т…

Используя обществоведческие знания:

– укажи не менее трёх основных признаков понятия «социальная группа»;

– объясни связь таких понятий как групповой эгоизм и малая социальна…