Задание 17 из ЕГЭ по обществознанию: задача 94

Разбор сложных заданий в тг-канале:

«Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — вынужденное. Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, чего им недоставало. В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал при переходе из одной социальной группы в другую достаточно долго сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные); он как бы утрачивают свою социальную идентичность; испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации».

(П. А. Сорокин)

Какие два типа и два вида социальной мобильности называет автор? Как в тексте объясняется положение об асимметрии между восхождением и нисхождением?

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Привет) Это твоя первая письменная 😍В этой домашке 5 заданий из второй части экзамена, прям как в ЕГЭ, их можно спокойно сделать за минут 45, а то и быстрее. В целом, в них нет н…

Частями (элементами) правовой системы являются: объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах по…

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократ…

Сегодня в России действует так называемая перевернутая пирамида финансирования: здесь, в отличие от более развитых экономик, примерно 60–70% средств поступает от государства и толь…

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!