Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды
или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с положением об обработке персональных данных

В исторической памяти российского общества Великая Отечественная война занимает…

В исторической памяти российского общества Великая Отечественная война занимает особенное место. Праздник Победы является значимым днём для подавляющего большинства населения России. Можно утверждать, что значение Победы в Великой Отечественной войне — культурообразующее для современного российского общества. Среди государственных праздников, имеющих исторически смысловое наполнение, только праздник День Победы не разделяет россиян по отношению к этому событию.

Историческая память представляет собой обобщённый коллективный опыт, который формируется в процессе развития представлений человека о мире. Он актуален для живущего поколения и хранится при помощи специальной информации и специализированных институтов, для актуализации и последующего использования накопленного исторического опыта.

Ж. Т. Тощенко отмечал: «Не может быть подлинная историческая память без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, его предшественников, которые функционировали в истории». Личная живая память выступает в роли органической основы памяти коллективной. Источник живой памяти — устные рассказы непосредственных участников и свидетелей событий.

Время идёт, и возможность передачи живой памяти от участников, свидетелей и современников сокращается и вскоре будет утрачена. С отдалением от исторического события возрастают возможности понимания не только собственно исторического, психологического, культурного, но и его социального, духовного значения. Современное молодое поколение — последнее поколение, которое может слышать о ВОВ от современников событий. Соответственно, история войны начинает бытие, отчуждённое от её носителей, переходит в устную традицию народа, становится частью его менталитета. Но именно историческая память, остающаяся после ухода непосредственных свидетелей и участников исторического события, может прояснить многие характеристики национального сознания.

Для определения содержания живой исторической памяти о Великой Отечественной войне было проведено исследование, его участникам предлагалось письменно в свободной форме изложить свои знания об этом событии, полученные из устных источников в межличностном общении. Участников не ограничивали в том, от кого были получены эти знания, — их источником могли быть не только члены семьи и не только современники событий. Главное условие — передача знаний в личном общении. Из 120 участников исследования только двое ответили, что они никогда ничего не слышали о Великой Отечественной войне из устных рассказов и знают о ней только из фильмов, литературных произведений и курса истории в учебных заведениях. Ещё два человека слышали о войне только от приглашённых в школу ветеранов. При этом на рассказы приглашённых в школу ветеранов, наряду с семейными воспоминаниями, ссылаются и другие участники исследования. Ветеранов они хорошо запомнили. Часто в текстах указаны имена и фамилии ветеранов, а также подчёркивается, что они произвели на респондентов большое впечатление: «Я танцевала с ветераном, который очень радовался тому, что врачи спасли ему ногу и говорил, что радуется этому всю жизнь». Молодые люди отмечают активность ветеранов, их хорошую память.

Главным каналом сохранения живой памяти о Великой Отечественной войне является семья, поскольку все остальные респонденты пересказывали именно семейные истории, несмотря на то, что в задании не содержалось указания на семью как источник информации. Более четверти участников исследования рассказывали об ужасах голода в годы войны.

Второе по распространённости событие, упоминаемое в рассказах респондентов, — потеря родных, как правило, гибель на фронте мужчин. Особенно важно сохранение в семьях памяти о тех, кто не оставил потомков — обычно это братья прадеда. «Я лишь знаю о том, что родные братья моего прадеда ушли на войну и не вернулись. Ушли они молодыми, и семьёй они не успели обзавестись».

Нужно отметить: памятные вещи практически не присутствуют в рассказах, даже фотографии упоминаются редко. Также распространены воспоминания о ранениях. Многие подчёркивали роль медицинских работников, их душевное участие, неравнодушие: «Мест в больнице не хватало. Некоторые медсёстры, в том числе и прабабушка моя, забирали к себе раненых и за ними ухаживали». Живая память о Великой Отечественной войне имеет явно выраженный гендерный аспект — по женской линии передаётся память о голоде и бытовых трудностях, по мужской — о боевых действиях и фронтовом героизме.

(Л. Макарова)

Какие две черты ветеранов войны, отмеченные молодыми людьми, названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите две меры, направленные на социальную защиту ветеранов войны.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Дозволение несовершеннолетнему собственнику обрести полную дееспособность в порядке эмансипации не просто «своеобразная дань процессу стремительно развивающегося предпринимательств…

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализован…

Если экономисты, говоря об Африке, неизменно подчеркивают её отсталость и неразвитость, тем самым подразумевая упрощённость её хозяйственных структур, то этнологи и социологи, как …

Одна из широко распространённых новаций в России — развитие волонтёрского/добровольческого движения. В русском языке этот сегмент социальной практики обозначается двумя синонимичны…