ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельс…
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид.
На сцене две скамейки и несколько кустов.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку.
Кудряш и Шапкин прогуливаются.
Ку л и г и н (поёт). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестаёт петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу.
Ку д р я ш. А что?
Ку л и г и н Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Ку д р я ш. Нешто́!
Ку л и г и н. Восторг! А ты «нешто́!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Ку д р я ш. Ну, да, ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик.
Ку л и г и н. Механик, самоучка-механик.
Ку д р я ш. Всё одно.
Молчание.
Ку л и г и н (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Ку д р я ш. Это? Это — Дико́й племянника ругает.
Ку л и г и н. Нашёл место! Ку д р я ш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит.
Ша п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт.
Ку д р я ш. Пронзительный мужик.
Ша п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.
Ку д р я ш. Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!
Ша п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!
Ку д р я ш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Ша п к и н. А что бы вы сделали?
Ку д р я ш. Постращали бы хорошенько.
Ша п к и н. Как это?
Ку д р я ш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шёлковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.
Ша п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Ку д р я ш. Хотел, да не отдал, так это всё одно что ничего. Не отдаст он меня, он чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Ша п к и н. Ой ли?
Ку д р я ш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Ша п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?
Ку д р я ш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Ку л и г и н. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.
Ку д р я ш. Ну, вот, коль ты умён, так ты его прежде учтивости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
Ша п к и н. А то что бы?
Ку д р я ш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!
Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.
Ш а п к и н (Кудряшу). Отойдем к стороне: ещё привяжется, пожалуй.
Отходят.
(А. Н. Островский, «Гроза»)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как в приведённом фрагменте раскрываются характеры Дикого и Кабанихи?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Художник обновил Шухову «Щ‑854» на телогрейке, и Шухов, уже не запахивая бушлата, потому что до шмона оставалось недалеко, с верёвочкой в руке догнал бригаду. И сразу разглядел: од…
Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия: что на Ивана Постного в огород зайти нельзя — на будущий год урожа…
Обломов с вечера, по обыкновению, прислушивался к биению своего сердца, потом ощупывал его руками, поверил, увеличилась ли отверделость там, наконец, углубился в анализ своего счас…