Задание 16 из ЕГЭ по литературе
Тема: «Сопоставление поэтических произведений»
ДОРОЖНАЯ ПЕСНЯ
Ещё он не сшит, твой наряд подвенечный,
и хор в нашу честь не споёт…
А время торопит — возница беспечный, —
и просятся кони в полёт.
Ах, только бы тройка не …
***
Интеллигенция была моим народом,
была моей, какой бы ни была,
а также классом, племенем и родом –
избой! Четыре все её угла.
Я радостно читал и конспектировал,
я вери…
***
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,
Пус…
***
Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.
Мне выпало…
СВЕЧА
Геннадию Шпаликову
Всего-то — чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
К той грамоте витие…
* * *
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я …
ДУМА
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из к…
* * *
Я не люблю иронии твоей,
Оставь её отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Ещё остаток чувства сохранившим,
Нам рано предаваться ей!
Пока ещё засте…
* * *
Тебе не наскучило каждому сниться,
Кто с князем твоим горевал на войне,
О чём же ты плачешь, княгиня зегзица,
О чём ты поёшь на кремлёвской стене?
Твой Игорь не умер …
ФАБРИКА
В соседнем доме окна жёлты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный…
***
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик…
***
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но поте…
ПОЛДЕНЬ
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам т…
ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самоч…
***
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не з…
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
Н…
ЛАСТОЧКИ
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы глад…
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у…
* * *
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты н…
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою с…
Задание 16 ЕГЭ по литературе относится к лирическому тексту и требует развернутого ответа в виде небольшого эссе, объем которого не регламентируется. Оно считается одним из самых сложных, поскольку от ученика требуется не только оценить конкретное произведение, но и сравнить его с другими.
По результатам выполнения задания можно оценить умение ученика включать анализируемое произведение в литературный контекст. Для успешного выполнения необходимо хорошее знание материала курса литературы. Второе необходимое условие – умение рассуждать, анализировать, находить параллели (образные, тематические и другие), сопоставлять и соотносить различные факты и явления в литературе.
Алгоритм выполнения
- Внимательно прочитайте вопрос. Убедитесь, что вы верно его поняли.
- Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (одно из них может принадлежать перу того же автора, что и текст в экзаменационном билете).
- Начните ответ кратким вступлением, в котором будет указано, что именно объединяет сопоставляемые произведения. Обоснование выбора с 2019 года не требуется, но необходимо обозначить направление сопоставления, показать, что вы поняли задание.
- Далее переходите к анализу текстов, выявляйте сходства и различия с исходным произведением.
- Обязательно подкрепляйте свои рассуждения цитатами, ссылками на тексты.
- Выявляйте схожие и отличные черты на различных уровнях, оценивайте идеи произведений, лексику, приемы, интонации, образы, аспекты содержания, позиции авторов. Помните о направлении сопоставления: не увлекайтесь и не начинайте сравнивать детали, которые не имеют отношения к основному вопросу.
- Завершите ответ кратким заключением, выводом.
- Обязательно перечитайте написанное вами эссе, чтобы выявить возможные ошибки, нелогичные суждения, несогласованности. Избавьтесь от «воды», общих рассуждений не по теме.
Как начисляются баллы?
За выполнение задания начисляется до 10 баллов.
- Сначала оценивается сопоставление с исходным текстом первого произведения, выбранного учеником. Чтобы получить два балла, надо указать название произведения и автора, сопоставить тексты в указанном в задании направлении, верно передав авторские позиции.
- Аналогичным образом оценивается сопоставление второго произведения. Таким образом можно получить до 2 баллов.
- Третий критерий – использование для аргументации текстов. Чтобы заработать максимальные 4 балла, надо анализировать важные для получения ответа на поставленный вопрос фрагменты, образы и детали, не допуская фактических ошибок.
- Последний критерий – наличие речевых и логических ошибок. Если их нет, вам начисляется еще 2 балла.