Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды
или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с положением об обработке персональных данных

Задание 16 из ЕГЭ по литературе

За это задание вы можете получить 10 баллов на ЕГЭ в 2020 году
Задача 1

ДОРОЖНАЯ ПЕСНЯ

Ещё он не сшит, твой наряд подвенечный,
и хор в нашу честь не споёт…
А время торопит — возница беспечный, —
и просятся кони в полёт.

Ах, только бы тройка не …

Задача 2

***

Интеллигенция была моим народом,
была моей, какой бы ни была,
а также классом, племенем и родом –
избой! Четыре все её угла.

Я радостно читал и конспектировал,
я вери…

Задача 3

***

Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,
Пус…

Задача 4

***

Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.

Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.

Мне выпало…

Задача 5

СВЕЧА

Геннадию Шпаликову

Всего-то — чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
К той грамоте витие…

Задача 6

* * *

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я …

Задача 7

ДУМА

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из к…

Задача 8

* * *

Я не люблю иронии твоей,
Оставь её отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Ещё остаток чувства сохранившим,
Нам рано предаваться ей!

Пока ещё засте…

Задача 9

* * *

Тебе не наскучило каждому сниться,
Кто с князем твоим горевал на войне,
О чём же ты плачешь, княгиня зегзица,
О чём ты поёшь на кремлёвской стене?

Твой Игорь не умер …

Задача 10

ФАБРИКА

В соседнем доме окна жёлты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный…

Задача 11

***

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик…

Задача 12

***

Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но поте…

Задача 13

ПОЛДЕНЬ

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам т…

Задача 14

ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Я не люблю

парижскую любовь:

любую самоч…

Задача 15

***

Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не з…

Задача 16

ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ

Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
Н…

Задача 17

ЛАСТОЧКИ

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы глад…

Задача 18

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у…

Задача 19

* * *

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты н…

Задача 20

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою с…

1 2 3

Задание 16 ЕГЭ по литературе относится к лирическому тексту и требует развернутого ответа в виде небольшого эссе, объем которого не регламентируется. Оно считается одним из самых сложных, поскольку от ученика требуется не только оценить конкретное произведение, но и сравнить его с другими.

По результатам выполнения задания можно оценить умение ученика включать анализируемое произведение в литературный контекст. Для успешного выполнения необходимо хорошее знание материала курса литературы. Второе необходимое условие – умение рассуждать, анализировать, находить параллели (образные, тематические и другие), сопоставлять и соотносить различные факты и явления в литературе.

Алгоритм выполнения

  • Внимательно прочитайте вопрос. Убедитесь, что вы верно его поняли.
  • Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (одно из них может принадлежать перу того же автора, что и текст в экзаменационном билете).
  • Начните ответ кратким вступлением, в котором будет указано, что именно объединяет сопоставляемые произведения. Обоснование выбора с 2019 года не требуется, но необходимо обозначить направление сопоставления, показать, что вы поняли задание.
  • Далее переходите к анализу текстов, выявляйте сходства и различия с исходным произведением.
  • Обязательно подкрепляйте свои рассуждения цитатами, ссылками на тексты.
  • Выявляйте схожие и отличные черты на различных уровнях, оценивайте идеи произведений, лексику, приемы, интонации, образы, аспекты содержания, позиции авторов. Помните о направлении сопоставления: не увлекайтесь и не начинайте сравнивать детали, которые не имеют отношения к основному вопросу.
  • Завершите ответ кратким заключением, выводом.
  • Обязательно перечитайте написанное вами эссе, чтобы выявить возможные ошибки, нелогичные суждения, несогласованности. Избавьтесь от «воды», общих рассуждений не по теме.

Как начисляются баллы?

За выполнение задания начисляется до 10 баллов.

  • Сначала оценивается сопоставление с исходным текстом первого произведения, выбранного учеником. Чтобы получить два балла, надо указать название произведения и автора, сопоставить тексты в указанном в задании направлении, верно передав авторские позиции.
  • Аналогичным образом оценивается сопоставление второго произведения. Таким образом можно получить до 2 баллов.
  • Третий критерий – использование для аргументации текстов. Чтобы заработать максимальные 4 балла, надо анализировать важные для получения ответа на поставленный вопрос фрагменты, образы и детали, не допуская фактических ошибок.
  • Последний критерий – наличие речевых и логических ошибок. Если их нет, вам начисляется еще 2 балла.

Рекомендации

  • Не ограничивайтесь перечислением сходств и различий – каждый пример из других произведений необходимо сопоставить с аналогичным примером из исходного текста. Это самая частая ошибка, приводящая к потере десяти баллов.
  • Правильно выбранные для сопоставления произведения – половина успеха. Обратите внимание на соотношение с точки зрения темы, образов, эмоций.
  • Не стоит выбирать для анализа произведения, которые вы знаете недостаточно хорошо.
  • Не пытайтесь цитировать большие фрагменты текста, если не уверены, что сделаете это безошибочно. В таких случаях достаточно кратких цитат в сочетании с пересказом.
  • Не отвлекайтесь от основной темы рассуждений. Это частая ошибка.
  • В задании 16 желательно использовать литературоведческие термины, но только в том случае, если вы полностью уверены в том, что правильно понимаете их суть.
  • Применяйте выражения типа «в обоих произведениях…»; «как автор-1, так и автор-2...»; «в отличие от автора-1, автор-2…»; «если в произведении-1…, то в произведении-2...»; «в то время как автор-1, автор-2...».