Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды
или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Задание 16 из ЕГЭ по литературе

За это задание вы можете получить 10 баллов на ЕГЭ в 2019 году
Задача 1

МОРЕ

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурно…

Задача 2

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у…

Задача 3

* * *

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…

Задача 4

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

Так! — …

Задача 5

АВГУСТ

Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан — навстречу их паденью.

Я добрую благодарю судьбу.

Задача 6

ЛЕНИНГРАД

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Задача 7

* * *

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гл…

Задача 8

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.

Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, не…

Задача 9

* * *

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное –вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Бы…

Задача 10

НИЩИЙ

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-…

Задача 11

ГРОЗА

Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
С…

Задача 12

* * *

Я спросил сегодня у менялы,
Что даёт за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы,
Легче ветра…

Задача 13

* * *

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут с…

Задача 14

***

Она души не приняла.
А я старался. Так старался,
Что и свои забыл дела,
И без иной души остался.
Я говорю о ней: была.

Нехорошо. Она живая.
Она по-прежнему светла.

Задача 15

СНЕГ ИДЁТ

Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт, —
Чёрной лестн…

Задача 16

ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ

Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
Н…

Задача 17

ЛАСТОЧКИ

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы глад…

Задача 18

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у…

Задача 19

* * *

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты н…

Задача 20

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою с…

1 2 3

Задание 16 ЕГЭ по литературе относится к лирическому тексту и требует развернутого ответа в виде небольшого эссе, объем которого не регламентируется. Оно считается одним из самых сложных, поскольку от ученика требуется не только оценить конкретное произведение, но и сравнить его с другими.

По результатам выполнения задания можно оценить умение ученика включать анализируемое произведение в литературный контекст. Для успешного выполнения необходимо хорошее знание материала курса литературы. Второе необходимое условие – умение рассуждать, анализировать, находить параллели (образные, тематические и другие), сопоставлять и соотносить различные факты и явления в литературе.

Алгоритм выполнения

  • Внимательно прочитайте вопрос. Убедитесь, что вы верно его поняли.
  • Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (одно из них может принадлежать перу того же автора, что и текст в экзаменационном билете).
  • Начните ответ кратким вступлением, в котором будет указано, что именно объединяет сопоставляемые произведения. Обоснование выбора с 2018 года не требуется, но необходимо обозначить направление сопоставления, показать, что вы поняли задание.
  • Далее переходите к анализу текстов, выявляйте сходства и различия с исходным произведением.
  • Обязательно подкрепляйте свои рассуждения цитатами, ссылками на тексты.
  • Выявляйте схожие и отличные черты на различных уровнях, оценивайте идеи произведений, лексику, приемы, интонации, образы, аспекты содержания, позиции авторов. Помните о направлении сопоставления: не увлекайтесь и не начинайте сравнивать детали, которые не имеют отношения к основному вопросу.
  • Завершите ответ кратким заключением, выводом.
  • Обязательно перечитайте написанное вами эссе, чтобы выявить возможные ошибки, нелогичные суждения, несогласованности. Избавьтесь от «воды», общих рассуждений не по теме.

Как начисляются баллы?

За выполнение задания начисляется до 10 баллов.

  • Сначала оценивается сопоставление с исходным текстом первого произведения, выбранного учеником. Чтобы получить два балла, надо указать название произведения и автора, сопоставить тексты в указанном в задании направлении, верно передав авторские позиции.
  • Аналогичным образом оценивается сопоставление второго произведения. Таким образом можно получить до 2 баллов.
  • Третий критерий – использование для аргументации текстов. Чтобы заработать максимальные 4 балла, надо анализировать важные для получения ответа на поставленный вопрос фрагменты, образы и детали, не допуская фактических ошибок.
  • Последний критерий – наличие речевых и логических ошибок. Если их нет, вам начисляется еще 2 балла.

Рекомендации

  • Не ограничивайтесь перечислением сходств и различий – каждый пример из других произведений необходимо сопоставить с аналогичным примером из исходного текста. Это самая частая ошибка, приводящая к потере десяти баллов.
  • Правильно выбранные для сопоставления произведения – половина успеха. Обратите внимание на соотношение с точки зрения темы, образов, эмоций.
  • Не стоит выбирать для анализа произведения, которые вы знаете недостаточно хорошо.
  • Не пытайтесь цитировать большие фрагменты текста, если не уверены, что сделаете это безошибочно. В таких случаях достаточно кратких цитат в сочетании с пересказом.
  • Не отвлекайтесь от основной темы рассуждений. Это частая ошибка.
  • В задании 16 желательно использовать литературоведческие термины, но только в том случае, если вы полностью уверены в том, что правильно понимаете их суть.
  • Применяйте выражения типа «в обоих произведениях…»; «как автор-1, так и автор-2...»; «в отличие от автора-1, автор-2…»; «если в произведении-1…, то в произведении-2...»; «в то время как автор-1, автор-2...».