Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ

Реформы 1860–1870‑х гг

Причины реформ

Неудача в Крымской войне и падение международного авторитета России, растущее недовольство крестьянства и убыточность большинства помещичьих хозяйств, замедленная индустриализация страны вынудили императора Александра ІІ, взошедшего на престол в 1855 г., инициировать проведение ряда реформ:

  • аграрной (1861);
  • финансовой (1863);
  • земской (1864);
  • судебной системы (1864);
  • городской (1870);
  • военной (1874);
  • системы образования (1863).

Аграрная реформа

К середине ХІХ в. стало очевидным, что поступательное развитие России напрямую зависит от решения крестьянского вопроса. В 1850‑х гг. Россия оставалась единственной страной Европы, в которой продолжало действовать крепостное право. Представители передовых кругов общественности — М. Погодин, К. Кавелин, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов требовали незамедлительного проведения преобразований в аграрном секторе и освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Новый император уже в начале своего правления отметил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». С 1857 г. началась работа Секретного комитета, обсуждавшего возможные варианты решения крестьянского вопроса. В 1858 г. его преобразовали в Главный комитет по крестьянскому вопросу. Обсуждение проектов реформы приобрело открытый характер. В Главный комитет передавались разработанные на местах проекты освобождения крестьян, которые далее передавались им двум Редакционным комиссиям. В них происходило обсуждение и согласование проектов. Вскоре их объединили, но название не изменилось. Координировал работу комиссий Я. Ростовцев. В результате двухлетней работы в октябре 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, а в начале 1861 г. был представлен на обсуждение членов Государственного совета. В процессе обсуждения в проект были внесены поправки, усложнявшие крестьянам получение хозяйственной самодостаточности. Правительство стремилось максимально привлечь помещиков к подготовке реформы. Её практическая реализация началась с издания Александром ІІ 19 февраля 1861 г. Манифеста об отмене крепостного права. В результате свобода была предоставлена 23,8 млн душ крепостных крестьян.

Крестьяне Российской империи получали личную свободу и общегражданские права — владение имуществом, заключение сделок, смена места жительства и работы, добровольное вступление в брак и др. Однако сохранялась патриархальная община, что тормозило развитие русской деревни по капиталистическому пути. Особенности проведения аграрной реформы содержались в «Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Предоставляя личную свободу, ни Манифест, ни «Положения» не гарантировали наделения крестьян землёй. С целью обеспечения продолжения аграрных преобразований в России, взимания налогов с крестьян, избегания массового крестьянского недовольства, устанавливалась обоюдная обязанность помещика — предоставить земельный надел, а крестьянина — взять его, на основе «добровольных» соглашений, погасив выкупные платежи.

Размер надела зависел от плодородности почв. Для определения степени плодородности было выделено три зоны — чернозёмная, нечернозёмная и степная. Крестьяне чернозёмной зоны получали минимальные земельные наделы, нередко даже меньшие, чем до реформы. Участки, превышавшие определённую норму, назывались «отрезками» и передавались помещикам. В целом в результате реформы площадь крестьянских угодий уменьшилась на 20 %.

Предложенный государством механизм наделения землёй за выкуп оказался неприемлем для большей части русского крестьянства. Цена земли была искусственно завышена в 1,5 раза. Таким образом, получалось, что крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. С целью облегчения перехода надельной земли в крестьянскую собственность властью была разработана выкупная операция. Не имея наличных денег, крестьяне получали ссуду от государства, на 80 % покрывавшую стоимость наделов. Оставшаяся часть ложилась на плечи крестьянской общины. Погасить ссуду крестьяне были обязаны в течение 49 лет под 6 % годовых. До полного выкупа крестьяне, получив личную свободу, продолжали расплачиваться за пользование помещичьими наделами посредством отработки барщины и уплаты оброка. Эти крестьяне получили статус временнообязанных. Он был ликвидирован только в 1881 г.

Несмотря на свою половинчатость и непоследовательность сохранения общины и крупного помещичьего землепользования, на тот момент аграрная реформа 1861 г. имела прогрессивное значение, открыв путь капиталистическим отношениям в деревне и создав предпосылки для последующей экономической модернизации страны.

Влияние аграрной реформы ощущалось не только в сфере экономики. Произошли структурные изменения в обществе. Ранее бесправная часть населения получила гражданские, а частично и политические права (выборы в органы крестьянского самоуправления). Начались преобразования в местных административных аппаратах, они так же коснулись армии, налоговой системы.

Либеральные реформы 60–70‑х гг. ХІХ в

Финансовая реформа предусматривала составление государственного годового бюджета. Возросло значение контроля над финансами со стороны Государственного банка.

Земская реформа

Создавала новую эффективную систему органов местного самоуправления (земские собрания и управы), формировавшуюся из представителей всех сословий на выборных началах и занимавшуюся решением разнообразных хозяйственных вопросов местного значения (транспорт, образование, здравоохранение, торговля). Высокий имущественный ценз при выборах в земства обеспечивал преимущество помещикам. Господствующее место в земских собраниях принадлежало дворянам. На должность председателей уездных собраний, как правило, назначали уездных предводителей дворянства, а губернские собрания возглавляли губернские предводители. Земства действовали в 34 губерниях, находившихся в европейской части России. Из-за отсутствия помещиков земское самоуправление отсутствовало в Сибири и Архангельской губернии. В Области Войска Донского, Астраханской и Оренбургской губерниях земства не создавались по другой причине — из-за существования казачьего самоуправления.

Никакими политическими полномочиями они наделены не были. Губернские земства даже не имели прав на координацию своей деятельности даже в вопросах, касавшихся борьбы с голодом, эпидемиями, падежом скота. Тем не менее, само появление сети земств стало своеобразным вызовом старой бюрократической системе управления, господствовавшей в России многие десятилетия. То, что земства были выборными и располагали относительной независимостью от иных государственных структур, сохраняло надежду на то, что они, даже с учётом всех недостатков, в своей деятельности будут руководствоваться интересами местного населения, облегчая его повседневную жизнь. К примеру, этой цели должны были служить земские школы и больницы. Вокруг земств стали со временем объединяться либерально мыслящие представители буржуазии и дворянства.

Судебная реформа привела к коренным изменениям в системе судоустройства. Среди главных новшеств — всесословность судов (хотя дела крестьян рассматривались отдельными судами), их независимость от царской администрации, несменяемость судей. Были созданы две судебные ветви — мировые суды и общие суды. Рассмотрением дел государственной важности занималась судебная палата. За Сенатом была закреплена роль высшей судебной инстанции. В случае подтвердившихся нарушений, допущенных при рассмотрении того или иного дела в судах нижних инстанций, он мог передать дело без дополнительного рассмотрения другому суду, либо возвращал в тот же, но после изменения состава судей.

Ряд важных изменений коснулся порядка судопроизводства. Для суда становились обязательными принципы гласности, открытости и устности. В судопроизводстве было выделено две стадии: стадия следствия и стадия судебного разбирательства. Следствие, как и ранее, было письменным, тогда как судебное разбирательство проводилось в устной форме. В судебном процессе устанавливалась состязательность с одновременным участием как стороны обвинения (прокурора), так и стороны защиты (адвоката). Они должны были заниматься установлением всех обстоятельств дела, производить допрос свидетелей, анализировать представленные суду вещественные доказательства. Ещё одним нововведением стало создание судебного института присяжных заседателей, которые могли решать вопрос о виновности подозреваемых лиц.

Городская реформа позволила создать в городах выборные органы местного самоуправления — думы и управы. Они занимались решением разнообразных вопросов хозяйственного характера и благоустройства городов. Высокий имущественный ценз позволял избираться в думы преимущественно представителям крупной буржуазии. Городским думам предоставлялась относительная независимость и самостоятельность в рамках работы по развитию инфраструктуры городов, но, в отличие от земств, они были менее заметны в общественном движении. Это можно объяснить отсутствием у купечества и зарождавшегося класса предпринимателей сформировавшейся политической позиции.

Военная реформа, катализатором которой стало поражение в Крымской войне, проводилась поэтапно и предусматривала целый комплекс преобразований, главными из которых были отмена рекрутских наборов, введение всеобщей воинской повинности (1874) со сроком службы — шесть лет в сухопутных войсках и семь лет на флоте. Если страна не вела войн, действительную службу проходили только 25–30 % от общего числа призывников. Многие призывники освобождались от несения службы по семейным обстоятельствам, из-за физических недостатков, по роду занятий (не призывали врачей, ветеринаров, фармацевтов, воспитателей и преподавателей); остальным полагалось тянуть жребий.

В результате мер по перевооружению и модернизации армии, с 1860-х гг. происходил массовый переход от гладкоствольного оружия к нарезному, началось внедрение более совершенных артиллерийских систем и кораблей, оснащённых паровыми двигателями. Больше внимания стали придавать профессиональной подготовке офицерских кадров: открывались юнкерские училища, военные гимназии и академии. Функции центрального органа управления войсками были возложены на Главный штаб, учреждённый в 1865 г. Своему успеху эта реформа во многом обязана тогдашнему главе военного министерства Д. Милютину.

Образовательные реформы предоставили автономию университетам (Университетский устав 1863 г.), сделали более доступным для малообеспеченных слоёв начальное образование, ускорили процесс развития женского образования. В 1864 г. был издан «Устав гимназий», разделявший их на классические и реальные. Он был дополнен «Положением о народных училищах». Эти документы способствовали переходу к всесословному образованию. Альтернативой государственным образовательным учреждениям были церковно-приходские, воскресные, частные и земские школы.

Реформы 60–70‑х гг. ХІХ в

Способствовали формированию основ гражданского общества и правового государства в Российской империи, приведению государственного строя и административного управления в соответствие с новой социальной структурой, хотя и не затрагивали основ самодержавия.

Политика контрреформ

Контрреформы — обобщающее название ряда мер, предпринятых правительством убеждённого консерватора и русофила императора Александра III (1881–1894) с целью пересмотра результатов реформ 1860–1870‑х гг.

После вступления на престол новый император, сменивший убитого народовольцами Александра II, издал 29 апреля 1881 г. Манифест о незыблемости самодержавия, свидетельствовавший об отказе от либерального курса его предшественника. В связи с этим имело значение «Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия», предоставлявшее в ряде губерний чрезвычайные полномочия политической полиции, которая выводилась из-под юрисдикции местной администрации и судов.

Изменения коснулись судебной системы. Со второй половины 1880‑х гг. ограничены полномочия суда присяжных, пересмотрен принцип несменяемости судей, ограничена судебная гласность.

«Временные правила о печати», вступившие в силу в 1882 г., способствовали восстановлению жёсткой цензуры печатных изданий, отменённой в эпоху либеральных реформ, многие из них были закрыты. В то же время, «правые» проправительственные издания имели полную поддержку государственной власти, как, к примеру, «Московские ведомости», которые редактировал М. Катков.

Были ликвидированы многие элементы крестьянского и городского самоуправления, предусмотренные земской и городской реформами. Для усиления контроля над крестьянством вводились должности земских начальников, как правило, из потомственных дворян. В новом положении о земствах (1890) продолжались ограничения их полномочий и усиливались позиции дворянства. После издания «Городового положения» (1892) круг городских избирателей был сужен в пользу более состоятельных граждан, усилилась зависимость городских органов самоуправления от администрации.

В сфере образования правительство избрало курс на полное подчинение средней и высшей школы контролю государства и церкви. Новый Университетский устав (1884) лишал университеты автономии, а начальные школы передавались на попечительство Святейшему синоду. Усиливался негласный надзор полицейских органов за студентами и преподавателями. Практически было сведено на нет женское образование. Печальную известность приобрёл циркуляр «О сокращении гимназического образования», более известный как циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), ограничивавший возможность получения среднего образования детьми малообеспеченных родителей.

Одним из инициаторов и идеологов политики контрреформ был Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) — видный государственный деятель, правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник; занимал пост обер-прокурора Святейшего синода (1880–1905) и члена Государственного совета (с 1872). Также среди ведущих представителей консервативного курса следует отметить тогдашнего министра внутренних дел графа Д. Толстого и публициста М. Каткова.

Но у политики Александра III была и более привлекательная сторона: существенно снижены выкупные платежи, получила законные основания обязательность выкупа наделов крестьян, был основан крестьянский поземельный банк, который выдавал крестьянам ссуды на приобретение земельных наделов. С 1886 г. отменили подушную подать, ввели налог на получение наследства и ценные бумаги. В 1882 г. были введены ограничения на использование на фабриках труда малолетних, а также работы женщин и детей в ночное время.

Александр III известен как «самый русский царь». Он прилагал максимум усилий для обеспечения защиты русского населения, особенно жившего на окраинах империи. По мнению императора, такая политика способствовала укреплению единства государства. В годы его правления наблюдался рост авторитета и значения русской православной церкви. Заметных успехов Россия добилась в экономической сфере: в результате стремительного промышленного подъёма укрепился российский рубль, выросло благосостояние населения.

Политика Александра III с одной стороны обеспечила России длительный период стабилизации без крупных войн и социальных потрясений внутри страны, но, с другой стороны, законсервировала многие проблемы во внешней и внутренней политике, которые уже пришлось решать его сыну Николаю II.

Твой план подготовки к ЕГЭ 2018 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по истории?