Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

Политический кризис сентября — октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Рыночная экономика

Политический кризис сентября — октября 1993 г

С конца 1991 г. Россия стала независимым государством. В его состав входило 89 субъектов Федерации, в том числе 21 автономная республика. Правительство РФ гарантировало продолжение демократических преобразований, направленных на формирование гражданского общества и правового государства. С 21 апреля 1992 г. за РСФСР официально было закреплено новое название — Российская Федерация.

Однако трудности проведения конституционной реформы, обусловленные конфликтом между законодательной (Съезд народных депутатов) и исполнительной (Президент России) ветвями власти привели к острому политическому кризису осени 1993 г. В центре конфликта ветвей власти был вопрос о форме государственного правления в России: президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Лидерами анти- президентских сил стали глава Верховного Совета России Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой. Они опирались на прокоммунистическое большинство депутатского корпуса, выступавшее за усиление роли государства в экономике страны.

В условиях конфликта президент пошёл на решительные меры. В декабре 1992 г. прозвучало заявление Б. Ельцина о превращении парламента в «реакционную силу». С 20 марта 1993 г. было введено особое (президентское) управление страной до преодоления кризиса. Депутаты стали обвинять президента в присвоении диктаторских полномочий. Однако на Всероссийском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 г., большинство участников (62 %) высказалось за доверие Президенту РФ Б. Ельцину и проведение конституционной реформы.

Летом 1993 г. начало свою работу Конституционное совещание, созванное для подготовки новой Конституции. Тем временем ситуация в обществе накалялась. «Трудовой Россией», «Фронтом национального спасения» регулярно организовывались митинги и марши, провоцировавшие власть на открытый конфликт. Крупными столкновениями с органами правопорядка закончилась в 1993 г. первомайская демонстрация. Парламентская оппозиция использовала события на улицах Москвы и других городов в своих целях, требуя ограничения полномочий президента Б. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, что фактически означало введение президентской формы правления. Верховный Совет выразил недоверие Б. Ельцину, обвинив главу государства в попытке переворота и передав его полномочия вице-президенту А. Руцкому. Это привело к обострению конфронтации и осаде Верховного Совета силами армии и милиции, подконтрольными президенту. В результате вооружённых столкновений 3–4 октября 1993 г. у Белого дома, мэрии и телецентра «Останкино» погибло около 150 человек, а оппозиционные лидеры (А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов) были арестованы.

Политический кризис сентября — октября 1993 г. привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов. Уже в октябре 1993 г. президентом было издано несколько указов о реформировании представительных органов власти и местного самоуправления. Деятельность Советов всех уровней прекращалась, а их функции переходили к местным администрациям и выборным думам.

Принятие Конституции Российской Федерации

На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства — избираемый всенародно президент с четырёхлетним сроком полномочий. Представительная и законодательная власть принадлежала соответственно Федеральному собранию, состоящему из двух палат — Совета Федерации (руководители и представители субъектов федерации) и Государственной думы (формируется на выборной основе из представителей политических партий и самовыдвиженцев). Государственная дума имела значительно меньшие полномочия по сравнению с распущенным Верховным Советом. К примеру, депутаты утратили контроль над деятельностью административных органов, который они ранее осуществляли посредством формирования депутатских запросов. Исполнительная власть принадлежала правительству (председатель, заместители, министры). Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды представляли судебную ветвь власти.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990‑х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. РФ и страны — участницы Содружества Независимых Государств

Чеченская проблема

Главным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни России второй половины 1990‑х гг. был чеченский конфликт. Сепаратистские настроения части руководства самопровозглашённой республики во главе с бывшим генералом советской армии Д. Дудаевым вынудили российские власти встать на силовой путь решения чеченской проблемы. Сепаратизм — политика, направленная на обособление, отделение части территории государства с целью формирования нового, самостоятельного государства или обретения широкой автономии.

Провозгласив в 1991 г. независимость, игнорируя подписание Федеративного договора России и субъектов федерации (1992) о разграничении полномочий, Чечня быстро превратилась в сплошную криминальную зону, способствуя концентрации богатств у местных мафиозных бюрократических кланов. Регулярно происходили вооружённые нападения на железнодорожные составы, приводившие к полному или частичному разграблению вагонов и контейнеров. Боевики блокировали автомагистрали, перерезали нефтепровод Баку– Новороссийск. В самопровозглашённой республике, с ведома её президента, изготавливались фальшивые рубли, которые затем попадали в Россию.

Центральная российская власть никогда не признавала отделения Чечни, однако не могла длительное время предложить эффективной стратегии действий в отношении взбунтовавшейся республики. Изначально ставка была сделана на поддержку антидудаевской оппозиции внутри Чечни, но после провала в конце ноября 1994 г. «марша на Грозный» военных отрядов чеченской оппозиции руководство страны склонилось к необходимости прямого военного вмешательства федеральных сил. 29 ноября 1994 г. Россия предъявила ультиматум Грозному с требованием немедленно разоружить все «нелегальные вооружённые формирования», который сепаратисты отказались удовлетворить. На следующий день Б. Ельцин издал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», который предусматривал проведение специальной операции при участии соединений и частей Вооружённых Сил при поддержке войск МВД и подразделений федеральной службы контрразведки РФ.

10 декабря 1994 г. российские войска вошли на территорию Чечни. На момент начала полномасштабной вооружённой операции группировка федеральных сил насчитывала 23,8 тыс. человек, а в составе незаконных вооружённых формирований, с учётом добровольцев и наёмников, было до 13 тыс. человек.

Первая чеченская кампания (11 декабря 1994 — 31 августа 1996 г.) стала крупнейшим военным столкновением на территории России после окончания Великой Отечественной войны. В её результате погибло десятки тысяч человек с обеих сторон (особенно кровопролитным оказался штурм Грозного в канун нового 1995 года), что стало следствием неподготовленности армии к ведению широкомасштабной войны, ошибок в управлении и излишней самоуверенности высшего военного руководства во главе с тогдашним министром обороны П. Грачёвым. Бюджету РФ был нанесён огромный финансовый ущерб в несколько триллионов рублей.

Подписание Хасавюртовских мирных соглашений (31 августа 1996 г.) временно прекратило активные боевые действия, но не решило вопроса о статусе Чечни, который откладывался на 5 лет. До этого времени контакты с самопровозглашённой властью Чечни регулировали «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой». Последствием чеченской войны стала волна терактов, прокатившаяся по городам России в 1995–1999 гг. (Будённовск, Кизляр, Владикавказ, Буйнакск, Волгодонск и др.). Особо резонансными были взрывы жилых домов в Москве на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе в сентябре 1999 г. Ответом на действия террористов стало повторное введение федеральных сил в Чечню 30 сентября 1999 г.

Политические партии и движения Российской Федерации

В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказалось на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы (ЛДПР) В. Жириновского.

На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во ІІ туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Продолжавшееся противостояние между законодательной и исполнительной властями, не позволяло решать важнейшие экономические вопросы, тормозило принятие основополагающих законодательных актов. Всё большим влиянием пользовались крупнейшие финансовые группы, представители которых обладали реальной политической властью и контролировали практически все средства массовой информации. Нерешённость чеченской проблемы, частые кадровые перестановки в правительстве (с апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров) окончательно подорвали авторитет президента в обществе.

15 мая 1999 г. впервые в новейшей российской истории на рассмотрение Государственной думы был вынесен вопрос о досрочном прекращении президентских полномочий Б. Ельциным. Согласно конституционным нормам для принятия такого решения должно было быть подано не менее двух третей депутатских голосов. Основанием для импичмента президента Б. Ельцина было пять обвинений в его адрес: развал Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; военная операция в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Но ни один из указанных пунктов не получил требуемого количества голосов. Однако эти события стали серьёзным предостережением для президента.

В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил: «Отечество — вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.

Понимая снижение своей роли в политической жизни государства, Б. Ельцин в новогоднем обращении к россиянам 31 декабря 1999 г. сложил с себя президентские полномочия, передав их главе правительства В. Путину. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

РФ и страны — участницы Содружества Независимых Государств

Большое значение в политике России отводилось налаживанию контактов с бывшими советскими республиками, присоединившимися к Содружеству Независимых Государств (СНГ), и защите прав оставшегося в них русскоязычного населения. В результате длительного переговорного процесса российской стороне удалось подписать ряд выгодных двусторонних договоров с отдельными государствами СНГ, что частично компенсировало негативные последствия разрыва традиционных экономических связей, произошедшего в результате распада СССР. Между шестью государствами Содружества (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) был заключён договор о коллективной безопасности, велись переговоры о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Наиболее конструктивно развивались отношения между Российской Федерацией и Беларусью.

Непросто складывались отношения с Украиной. Разногласия, по большей мере, были вызваны вопросами о принадлежности Крыма и условиях базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. 5 января 1992 г. командующий Черноморским флотом адмирал И. Касатонов отказался выполнять распоряжение президента Украины о присяге флота на верность Киеву. Вскоре Верховным Советом РФ было принято постановление о рассмотрении конституционности решений Президиума ВС СССР 1954 г. о передаче Крымской области в состав УССР. Переговоры между двумя государствами продолжались несколько лет, и в мае 1997 г. в результате визитов в Киев В. Черномырдина и Б. Ельцина были подписаны соглашения о временном базировании российского флота в Севастополе и Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией.

Несмотря на то что большинство членов СНГ не поддержало российской инициативы создания Объединённых Вооружённых Сил (ОВС), Россия выполняла миротворческую миссию во время вооружённых конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, охраняла внешние границы Таджикистана.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Переход к рынку

Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. Рыночная экономика — это экономика, в основе которой принципы свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование при ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов.

В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.

Экономическая ситуация в России 1990‑х гг

Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990‑х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения. Отечественные реформаторы консультировались с группой специально приглашённых иностранных советников, возглавлявшейся американским экономистом Дж. Саксом. Правительство так же надеялось на получение финансовой помощи от США и стран Западной Европы.

Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992 г.) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.

29 января 1992 г. вышел президентский указ «О свободе торговли». Согласно ему граждане РФ получали право на ведение предпринимательской деятельности в сфере торговых отношений. Появление Указа стимулировало сотни тысяч людей к действиям по смене рода занятий и переходу к торгово-посредническим операциям. Это происходило на фоне катастрофического сокращения объёмов промышленного производства и падения престижности занятости в сфере производительного труда.

Реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. Российский рынок наводнила импортная продукция, а народное хозяйство стало носить преимущественно топливно-сырьевой характер. Особо тяжёлое положение сложилось в военно-промышленном комплексе. Многим квалифицированным специалистам приходилось уходить в другие отрасли хозяйства, преимущественно в торговлю. Тщетны оказались надежды правительства на ощутимые финансовые вливания из-за рубежа. Западные страны обещали России 24 млрд долларов, однако на деле выделили в два раза меньшую сумму. На эти деньги, полученные в форме кредитов, РФ должна была осуществлять продовольственные закупки у своих же кредиторов.

За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Большинство предприятий охватил кризис неплатежей. К 1 июню 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн рублей. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-инвест» и др.).

Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей — олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 % от начала 1990‑х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.

Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990‑х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, обществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся на протяжении почти всех 90‑х гг.

Результатом аграрных преобразований начала 1990-х гг. стало то, что по состоянию на 1996 г. государственный сектор охватывал 13% сельхозугодий, 61% земель принадлежал коллективным хозяйствам, 11% было в личной собственности граждан, а оставшиеся 14% угодий не использовались в сельском хозяйстве.

Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности, теневую экономику и коррупция — использование служебных полномочий в целях получения личной выгоды. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.

Правительство В. Черномырдина (1993–1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики, путём сочетания упрочнения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений. К началу 1996 г. удалось обуздать инфляцию. За счёт доходов экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности, замедлилось падение производства. Наблюдалось снижение уровня безработицы и темпов роста потребительских цен. Специалисты начали отмечать первые признаки оживления некоторых отраслей народного хозяйства, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.

Падение производства к августу 1998 г. достигло 50%. В этой ситуации страна пережила дефолт — невыполнение государством денежных обязательств. Причину этого следует искать в завышенном курсе национальной валюты, который не соответствовал низким показателям эффективности отечественной экономики. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко второй половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. Преодолению бюджетного дефицита, не в последнюю очередь, способствовал рост мировых цен на нефть. Но жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.

Твой план подготовки к ЕГЭ 2017 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по истории?