Регистрация Войти
Итоговое сочинение. Направление “Доброта и жестокость”
Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды
или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

Понятия добра и жестокости - Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Может ли человек однозначно быть или добрым или жестоким? Как предугадать последствия своих поступков? Что заставляет человека меняться и пересмотреть собственные взгляды?

Данное направление нацеливает на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • Что такое доброта?
  • Что такое жестокость?
  • Почему люди бывают жестоки друг к другу?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
  • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Кого можно назвать жестоким человеком?
  • Уместна ли жестокость на войне?
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Примерный список литературных произведений по направлению "Доброта и жестокость"

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
  • И.С. Тургенев “Му-му”.

Произведения и аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

Произведение На что обратить внимание
В. Железников «Чучело» В повести рассказывается о жестокости подростков. Главная героиня Лена – изгой в классе. Она проявляет неравнодушие и берет на себя ответственность за проступок мальчика. Ребята издеваются над ней, а потом и вовсе сжигают ее чучело. Лена испытывает невероятные страдания, ведь любой подросток тяжело переживает несправедливое к ней отношение. Поведение одноклассников – пример грубого и жестокого отношения.
У. Голдинг «Повелитель мух» Оказавшись на острове, не ограниченные социальными рамками, дети показали всё то, что таится в человеке. Они поклоняются Повелителю мух. Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова.
А.И Солженицын «Матренин двор» Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку,которой отдала потом свою горницу. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.
Г. Х Андерсен «Девочка со спичками» Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки. Люди не купили спички у девочки, и она боялась возвращаться домой. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.
А. Грин «Зеленая лампа» История встречи бродяги и миллионера. Богач жестоко пользуется безвыходным положением Джона Ива в своих корыстных целях. «Игрушка… Игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье». Благодаря случайности нищий понимает, что над ним жестоко подшутили, но смог с достоинством выйти из этой ситуации.
А. Чехов «В аптеке» Тема хамства является ключевой в творчестве А.П. Чехова. Антон Павлович однозначно осуждает это явление, высмеивает его. В рассказе «В аптеке» А.П. Чехов показывает нам героя, столкнувшегося с хамством в обыденной жизни. Находясь при смерти, учитель пытался получить лекарство, но ему не повезло: в этой сложной ситуации он столкнулся с непроходимым хамом. Провизор смотрел на людей сверху вниз, не считая важным разговаривать с ними по-человечески, интеллигентно. Его хамство и равнодушие погубило человеческую жизнь. Для того чтобы ее спасти, необходимо было проявить каплю уважения и человеколюбия, но, к сожалению , он этого не сделал.
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главному герою Бруно неинтересны рассказы учителя, он отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.
Дж. Оруэлл «1984» Дж. Оруэлл показывает бесконечную войну трех сверхдержав за обладание миром. Правящие группы понимают, что война должна длиться бесконечно, без побед, потому что она нужна, чтобы сохранить общественный строй. Война и голод помогали держать народ, отупевший от нищеты и страха, в повиновении. Если люди научатся думать самостоятельно, то их не заставишь убивать друг друга в бессмысленной бойне. Они просто выбросят своих правителей.

Другие направления итогового сочинения: