Россия в начале XX века. Правление Николая II. Первая русская революция

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Роль государства в экономической жизни страны. Монополизация экономики

Деятельность государственной власти во многом способствовала модернизации экономики страны на данном этапе. Проводилась политика протекционизма. Она проявлялась в повышении таможенных пошлин, поддержке частных акционерных банков, правительственных субсидий и кредитов, реформировании системы налогообложения и т. п. Это даёт возможность говорить о существовании в России государственного капитализма.

Однако абсолютистская сущность государства, сохранение сословного деления общества искусственно сдерживали процессы первоначального накопления капитала, консервируя пережитки феодально-крепостнической системы. В силу этих причин, несмотря на то, что на рубеже ХІХ–ХХ вв. Российская империя уже была аграрно-индустриальной державой, входя в пятёрку мировых лидеров по выпуску промышленной продукции, она сохраняла статус догоняющего государства по отношению к ведущим капиталистическим странам — Великобритании, Франции, США, Германии.

В последнее десятилетие ХІХ в. капитализм свободной конкуренции перерастал в монополистический. Монополия — предприятие (фирма), не имеющее конкурентов и полностью контролирующее определённую отрасль производства или сферу услуг. Происходило слияние банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями.

В промышленности стали создаваться монополии в форме картелей и синдикатов. Картель — форма монополистического объединения, при которой входящие в него предприятия располагают финансовой и производственной самостоятельностью. Синдикат — форма монополистического объединения, при которой ряд компаний не имеет возможности самостоятельно сбывать продукцию, но обладают юридической и производственной свободой действий. Процессу монополизации способствовали экономические кризисы. Наиболее глубокий поразил Россию в 1901–1903 гг., затронув практически все сферы хозяйствования.

Особенности социальных отношений. В качестве социальной базы абсолютизма продолжало выступать дворянство, составлявшее основу чиновничье-бюрократического аппарата и сохранявшее большинство своих привилегий. Общая численность населения Российской империи по переписи 1897 г. составляла 128 млн человек, из них 87 % были сельскими жителями. Как и раньше, крестьянство оставалось наиболее бесправной социальной категорией в Российской империи.

На этом этапе в социальной структуре общества заметно возросла роль буржуазии (собственники средств производства) и пролетариата (наёмная рабочая сила). Ряды буржуазии пополняли предприимчивые купцы, мещане, верхушка зажиточного крестьянства. Набирая экономический вес, представители буржуазии были лишены возможности влиять на политический курс государства, что станет вскоре одной из важнейших предпосылок российских революций начала ХХ века. Пролетариат рос за счёт городской бедноты и разорившихся крестьян. Тяжёлое экономическое положение этой категории населения, нежелание государства решать их проблемы создавало благоприятные условия для распространения в пролетарской среде революционных взглядов.

Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации

Успехи, достигнутые во второй половине XIX в. в развитии промышленности практически не отразились на уровне благосостояния основной массы населения. Постоянно возрастали косвенные налоги, основная тяжесть которых приходилась на «низы». Вместе с тем попытки увеличения налогообложения «верхов» общества блокировались Государственным советом. На низком уровне оставался объём производства товаров народного потребления. Отдельные попытки власти в условиях активизации рабочего движения, направленные на повышение социальной защищённости представителей рабочего класса — законодательный запрет труда детей до 12 лет (1882), принятие закона о взаимоотношениях предпринимателей и рабочих, который регулировал вопросы найма, увольнений, штрафов (1886) кардинально не меняли ситуации.

Негативные последствия аграрной реформы 1861 г. (помещичьи отрезки, завышенные выкупные платежи) приводили к разорению многих крестьянских хозяйств. Правительственные меры по выдаче ссуд Крестьянским банком были недостаточными. Налогообложение крестьянских хозяйств имело дискриминационный характер. Многие налоги и сборы для крестьян с десятины земли в несколько раз превышали аналогичные сборы с помещиков. А учитывая выкупные платежи, крестьяне с десятины земли платили в 7–8 раз больше налогов и сборов государству, чем помещики.

Низкий уровень жизни народа проявлялся в постоянном росте недоимок, что усугублялось ужасными последствиями неурожайных годов. Особенно тяжело крестьянство пережило голод 1891–1892 гг., известный как «всероссийское разорение». В 90‑х гг. XIX в. государство остро нуждалось в новой серии реформ.

Реформы С. Ю. Витте

Успешное развитие российской экономики в последнем десятилетии ХІХ в. во многом связана с реформами, инициированными министром финансов. Витте Сергей Юльевич (1849–1915) — русский государственный деятель, наибольших успехов достиг занимая должности министра путей сообщения (1892), министра финансов (1892–1903). Первоочередной задачей С. Витте была разработка комплексных мер, направленных на поддержку отечественной промышленности. Он видел в индустриальном производстве главную движущую силу народного хозяйства. Свою реформаторскую деятельность С. Витте теоретически обосновывал «теорией национальной экономии», выдвинутой экономистом Ф. Листом. Её суть сводилась к тому, что «бедные страны» для достижения экономической модернизации должны стремиться к сбалансированию импорта и экспорта, используя при этом протекционистские меры.

Он ввёл «золотой стандарт», создал благоприятные условия для притока в отечественную экономику зарубежных капиталов, развивал железнодорожное строительство. Реформы С. Ю. Витте способствовали более интенсивному промышленному росту Российского государства.

При его участии был принят новый таможенный тариф (1891), стимулировавший развитие отечественной промышленности. Ввёл винную монополию (1895), превратившуюся в одну из главных статей наполнения государственного бюджета. По предложению этого деятеля была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, а оборонная подать приняла форму раскладочного налога.

После успешных переговоров с Китаем добился разрешения на строительство Китайско-Восточной железной дороги, соединившей Маньчжурию с Владивостоком.

С. Витте был вдохновителем и практическим воплотителем реформы финансов. Россия получила устойчивую валюту (1897), обеспеченную золотом, что делало более благоприятным инвестиционный климат и способствовало притоку иностранных инвестиций и дальнейшему развитию внешнеэкономических связей Российской империи. С. Витте принимал участие в создании рабочего законодательства. Результатом его деятельности в этой сфере стало принятие закона, ограничивавшего продолжительность рабочего дня до 11,5 часов. Ему также принадлежала идея реформы в торгово-промышленном налогообложении.

В крестьянском вопросе под давлением С. Витте был ликвидирован принцип круговой поруки, действовавший в крестьянских общинах, отменены телесные наказания, выносившиеся приговорами крестьян волостных судов, упростился паспортный режим для крестьян. С. Витте принимал участие в создании приемлемых условий для переселения крестьян на свободные земли. Он выступал за расширение сферы деятельности Крестьянского поземельного банка, разрабатывал законодательные нормы о мелком кредитовании.

Появление в России политических партий

Радикальные партии

Формирование первых политических партий в России началось на рубеже ХІХ–ХХ вв. Они изначально имели оппозиционную направленность и действовали нелегально. После нескольких неудачных попыток (минский съезд 1898 г., незавершённый съезд в Брюсселе), в июле 1903 г. на съезде в Лондоне была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Партийным печатным органом была газета «Искра», которая издавалась с 1900 г. Практически сразу после создания партии идейные и организационные разногласия привели к её расколу на меньшевиков — РСДРП(м) и большевиков — РСДРП(б).

Меньшевики (Л. Мартов) считали, что необходимым условием социалистической революции должна стать буржуазная революция. Поэтому меньшевики считали возможным сотрудничество с политическими силами, представлявшими интересы буржуазии и участие в органах власти.

Большевики (В. Ленин) были убеждены в неотвратимости социалистической революции, которая будет иметь успех только в случае установления диктатуры пролетариата. Сторонники большевизма выступали за силовой захват власти и отрицали возможность сотрудничества с политическими силами, не разделявшими их идеологические установки.

Последователями народовольцев оказались сторонники партии социалистов-революционеров (эсеров), которая возникла в 1902 г. Её лидером стал В. Чернов. Эсеры, в отличие от социал-демократов, в качестве своей социальной базы видели крестьянство. Их программа строилась на идее «социализации земли», которая состояла в ликвидации частнособственнического землевладения и передаче земель крестьянам согласно трудовой норме. Эсеры, как и их предшественники из «Народной воли», неоднократно использовали тактику террора.

Политизация либерального движения. Организационное оформление либерального движения происходило медленнее. Сторонники либеральных взглядов продолжали группироваться вокруг земств и городских дум. Первыми политическими организациями либералов стали возникшие в 1903 г. «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Они объединили таких известных общественных деятелей, как Н. Бердяев, П. Милюков, П. Струве, М. Туган-Барановский и др. Либералы отстаивали проведение «сверху» умеренных реформ, которые будут способствовать демократизации общества и переходу от абсолютизма к конституционной монархии. Окончательное оформление политических партий либеральной направленности произошло уже в ходе революционных событий 1905–1907 гг.

О создании собственных политических партий накануне первой русской революции стали задумываться и представители консервативно-монархического лагеря. По их мнению, это могло помочь правительству в противостоянии с радикальными и либеральными силами.

Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма

Революция 1905–1907 гг

Обострение социальных и национальных противоречий в Российской империи начала ХХ в., на фоне инертности и неготовности к реформам государственной власти, привели к революции 1905–1907 гг.

Предпосылки революции:

  • отсутствие действенного механизма решения социально-классовых противоречий, решающихся исключительно путём усиления репрессий;
  • существование самодержавия при полном политическом бесправии и отсутствии гарантий элементарных демократических свобод;
  • незрелость гражданского общества;
  • нерешённость аграрного вопроса, репрессивные меры воздействия на крестьян;
  • обострение национального вопроса.

Ход революции. Катализатором недовольства стали последствия экономического кризиса 1901–1903 гг. и неудачной войны с Японией. Начало революции положил расстрел мирной демонстрации рабочих у дворца императора 9 января 1905 г. — Кровавое воскресенье (более 1200 убитых и около 5 тыс. раненых). Разгон мирной манифестации рабочих шокировал общественность. По стране поползли слухи, многократно завышавшие количество пострадавших. Оппозиционеры обвинили во всём лично императора и систему самодержавия в целом. Многовековая вера народа в «доброго царя» пошатнулась. На фоне этого стали набирать популярность партии революционного толка.

На первом, восходящем этапе революции (январь — конец сентября 1905 г.) страну охватила волна забастовок и демонстраций протеста, проходивших под лозунгом «Долой самодержавие!», а также требованиями предоставления гражданских свобод и улучшения экономического положения трудящихся. Массовый характер приобрели волнения в крестьянской среде. Отдельные антиправительственные выступления происходили и в армии, как, к примеру, восстание на броненосце «Потёмкин» 14–25 июня 1905 г.

6 августа 1905 г. Николай II издал Манифест об учреждении Государственной думы в качестве «особого законосовещательного установления, с правом предварительной разработки и обсуждения законодательных инициатив и рассмотрения росписи государственных доходов и расходов». Она должна была собраться не позднее января 1906 г.

В этот же день было обнародовано и Положение о выборах в эту думу. Оно не соответствовало демократическим нормам касательно всеобщего, прямого и равного характера выборов, гарантируя лишь тайную подачу голосов. Ответственным за организацию выборов был назначен министр внутренних дел А. Булыгин. Но выдвинутые императором условия избирательного процесса оказались неприемлемы для общественности. Выборы в «булыгинскую думу» так и не состоялись.

Наивысший подъём революции пришёлся на октябрь — декабрь 1905 г. В октябре во Всероссийской политической стачке принимало участие около 2 млн человек. В ответ на это Николай II 17 октября издаёт Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», декларировавший проведение на основе нового избирательного законодательства выборов в Государственную думу, легализовавший политические партии и гарантировавший отдельные демократические свободы и неприкосновенность личности. Появление Манифеста вызвало раскол в революционном движении. Либерально-демократические силы, представлявшие интересы буржуазии, призвали людей уйти с улиц и начать подготовку к выборам в парламент, тогда как радикальные силы, прежде всего большевики и эсеры, были настроены продолжать революционную борьбу. Они выступили инициаторами ряда вооружённых восстаний, вспыхнувших в декабре 1905 г. (Москва, Харьков, Красноярск). В то же время правительство, понимая, что дальнейшие уступки невозможны, бросило все силы на борьбу с революцией, жёстко расправившись с восставшими.

Становление российского парламентаризма. С января 1906 по июнь 1907 г. разворачивались события третьего этапа революции, связанные с неуклонным спадом стачечного, крестьянского и национально-освободительных движений (польского, прибалтийского, украинского). На этом этапе центр политической борьбы был перенесён с улиц в стены парламента.

27 апреля 1906 г. начала заседания І Государственная дума — законодательный орган Российской империи, игравший роль нижней палаты парламента, верхней палатой был Государственный совет. Выборы в Думу были непрямыми и многоступенчатыми. Они прошли со множеством ограничений в пользу имущих классов (помещиков, крупной буржуазии), чьи представители должны были стать опорой царизма. Так, один голос помещика был равен трём голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Большинство мест в парламенте получили кадеты — 34 %, второй по численности оказалась фракция трудовиков — 23 %, 14 % мест принадлежало октябристам.

Несмотря на достаточно умеренный состав, многие требования её депутатов — всеобщие выборы, отмена всех препятствий законодательной деятельности Думы, личная ответственность министров, гарантии гражданских свобод и полная политическая амнистия, сокращение помещичьего землевладения и наделение крестьян землёй, введение всеобщего обязательного начального образования были неприемлемы для царской власти. Когда правительство отклонило все требования Думы, она проголосовала за его отставку. Реакцией императора стал роспуск парламента 8 июля 1906 г. и издание указа о формировании нового правительства во главе с П. Столыпиным. Роспуск Думы сопровождался усилением политических репрессий, произволом военно-полевых судов.

Состав ІІ Государственной думы (20 февраля — 2 июня 1907 г.) из-за участия в выборах революционных партий оказался ещё более радикальным. Партиям левого блока (трудовикам, эсерам и социал-демократам) принадлежало 43 % мест, кадеты довольствовались 19 %, а октябристы — 15 %. Впервые в Думу попали черносотенцы. Большинство думских депутатов было настроено оппозиционно. Фракции, поддерживавшие правительство, не могли рассчитывать на большинство даже в случае объединения с кадетами, которое выглядело маловероятным.

Главные проблемы, которые пытались решить депутаты: урегулирование аграрного вопроса и меры по установлению порядка в стране. При обсуждении земельной реформы депутаты от левого блока предлагали проекты принудительного отчуждения земель у крупных помещиков. Члены правительства, обеспокоенные подобного рода проектами, стали обвинять социал-демократов в подготовке государственного переворота.

После отказа депутатов исключить из состава законодательного органа 55 социал-демократов, император распустил ІІ Государственную думу, подписав 3 июня 1907 г. новый избирательный закон, предоставляющий значительные привилегии высшим сословиям. Николай ІІ имел право роспуска Думы, однако одновременное внесение изменений в избирательный закон противоречило содержанию ст. 87 Основных государственных законов, которая указывала, что изменения избирательного закона возможны только при условии одобрения Государственной думой и Государственным советом. Так как эта статья была нарушена, данные события вошли в историю как «третьеиюньский переворот».

Согласно новому избирательному закону один голос помещика приравнивался к четырём голосам буржуа, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Около 8 млн жителей Сибири, Урала, Средней Азии вообще лишались права голоса. Один из создателей закона С. Крыжановский отмечал, что созданная система давала «возможность предопределить число представителей от того или иного класса населения, таким образом установив состав Думы в соответствии с видами правительства». Подобные изменения в избирательном законодательстве свидетельствовали о завершении революции. Она потерпела поражение из-за недостаточной организованности восставших, разрозненности их действий, слабой поддержки со стороны армии.

Итоги революции. Несмотря на довольно ограниченные результаты, следует отметить, что революция изменила социально-политический строй России, заложив основы парламентаризма и многопартийности. Буржуазия получала возможность участвовать в политической жизни страны. Правительство разрешило профсоюзы, рабочий день уменьшался на 1–1,5 часа, несколько увеличилась зарплата. Для крестьян были отменены выкупные платежи на землю, снижена арендная плата, началось проведение аграрной реформы. Но эффективность этих положительных сдвигов страдала из-за охранной политики царизма, пытавшегося тормозить процесс демократизации страны.

Первая русская революция поставила Николая II в сложную ситуацию, выход из которой был возможен только в случае незамедлительного выбора пути дальнейшего государственного развития России. Император решил не отказываться от традиционного, уходящего корнями в допетровские времена, патернализма. Для него всё ещё не утратила актуальности теория единства государя и народа, рассматривавшаяся в качестве фундаментального основания управления государством. В силу этого правительство Николая II избрало парламентский, а не насильственный путь подавления революционных настроений. Дума, нося совещательный характер, должна была выполнять миссию ретранслятора царю «голоса народа», а император, как конечная инстанция в принятии закона, связывал себя обязательством строго следовать закону, что и должно было обеспечить стабильность и процветание государства. По сути, будучи не готовым к проведению радикальных преобразований, царь стремился к практическому воплощению идеи правового самодержавия.

Либерально-демократические, радикальные, националистические движения в годы Первой русской революции

Революция 1905–1907 гг. способствовала активизации общественно-политической жизни в России. Манифестом 17 октября 1905 г. была легализована деятельность политических партий. Наиболее влиятельными стали представители социалистического, либерального и монархического направлений.

Радикальные движения

Социалистическое направление состояло из большевиков, меньшевиков и эсеров. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), созданная в конце ХІХ в., в 1903 г. раскололась на РСДРП(б) во главе с В. Лениным и РСДРП(м), лидерами которой стали Л. Мартов и Г. Плеханов. Обе фракции стремились к свержению монархического строя путём пролетарской революции, однако меньшевики не исключали возможности коалиции в этой борьбе пролетариата с либеральной частью буржуазии. Расхождения между большевиками и меньшевиками особо проявились после царского Манифеста 17 октября. Большевики бойкотировали выборы в Государственную думу и призывали к продолжению вооружённой борьбы, а меньшевики участвовали в выборах и скептически относились к перспективам восстания.

Истоки партии социалистов-революционеров (1902) следует искать в народническом движении. Цели эсеров во главе с В. Черновым были сходны с большевистскими, но вместе с тем они куда больше внимания уделяли интересам крестьянства, выдвинув лозунг: «Земля тем кто её обрабатывает». Эсеры были сторонниками созыва Учредительного собрания и федеративного переустройства России. На идеологию эсеров также заметное влияние оказали идеи анархизма, предусматривавшие ликвидацию любых форм принудительного управления и эксплуатации человека человеком. Эсеровский социализм строился на теории социализации земли. Она была своего рода национальной особенностью демократического социализма эсеров, став их вкладом в мировую социалистическую мысль. Базисом данной теории было убеждение, что в российских условиях социализм, прежде всего, должен зародиться в деревне. Необходимым условием для этого эсеры считали социализацию земли.

Как метод политической борьбы использовали индивидуальный террор. На период революции 1905 — 1907 гг. пришёлся пик эсеровского террора. Они осуществили 233 теракта, убив 2 министров, 33 губернаторов и 7 генералов.

Либерально-демократические движения. Либеральное направление олицетворяли созданные в годы революции Конституционно-демократическая партия (кадеты) и партия «Союз 17 октября» (октябристы). Партия кадетов возникла в результате слияния «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов». В качестве программных задач партии лидер кадетов историк П. Милюков видел переход к конституционной монархии, отказ от сословных привилегий, гарантию со стороны государства основных демократических свобод, умеренную аграрную реформу. В национальном вопросе выступали за неделимость России, однако готовы были предоставить автономию Польше и Финляндии. Ключевая роль в преобразованиях отводилась Государственной думе. Кадеты представляли интересы городской буржуазии и либеральной интеллигенции.

Параллельно с Конституционно-демократической партией возник «Союз 17 октября». Октябристы (А. Гучков, М. Родзянко) придерживались умеренно-конституционных взглядов с сильной исполнительной властью императора, настаивая на тесном взаимодействии крупной буржуазии и старых аристократических элит. Решение аграрного вопроса, по мнению октябристов, не должно было затрагивать интересов крупных земельных собственников. В национальном вопросе последовательно отстаивали сохранение единой и неделимой Российской империи.

Монархические, националистические и национальные движения. Реакцией на революцию 1905–1907 гг. стало появление множества монархических организаций, именуемых черносотенцами — обобщённое название представителей праворадикальных организаций, поддерживавших самодержавие и противодействовавших реформам, вызванным Первой русской революцией. Наиболее влиятельным представителем этой среды были «Союз русского народа» (В. Пуришкевич) и «Союз Михаила Архангела» (А. Дубровин, Н. Марков). Их объединяло неприятие революционных событий и стремление сохранить власть монарха во всей её полноте. Черносотенцы также были сторонниками усиления позиций православной церкви.

Первая русская революция активизировала национальные движения на окраинах империи, что привело к появлению националистических партий в Грузии, Польше, Украине, Армении, Азербайджане. Среди еврейского населения России большой популярностью пользовалась рабочая организация «Бунд», стоявшая на социалистических позициях.

Третьеиюньская политическая система (1907–1914 гг.). Столыпинская аграрная реформа

Третьеиюньская политическая система

Политическую организацию государства, сложившуюся после завершения революции 1905–1907 гг. и просуществовавшую до начала Первой мировой войны, называют «третьеиюньской монархией». Власть находилась в сложном положении, с одной стороны, пытаясь нивелировать наиболее неприемлемые для неё достижения революции, а с другой стороны, проводя реформирование общества с целью недопущения нового социального взрыва.

Было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое позволяло административно-полицейскому аппарату применять репрессии против активных участников революционных событий. Закрывались общественные организации, профсоюзы, периодические издания. ІІІ Государственная дума (ноябрь 1907 — июнь 1912 г.) представляла интересы крупных землевладельцев и буржуазии. Значительным оказалось представительство ультраправых, националистических организаций — 32 %, тогда как левые в совокупности получили чуть более 10 % мест. Многое зависело от фракции октябристов, имевшей 33 % мест и занимавшей центристские позиции.

В этот период происходит ужесточение национальной политики, усиливается русификация окраин (Указ П. Столыпина «Об инородцах» 1910 г.). Как никогда широкое распространение в обществе получают антисемитские настроения. Правительство жестоко расправляется с выступлениями рабочих (Ленский расстрел 1912 г.), репрессиям подвергается революционно настроенная часть интеллигенции.

IV Государственная дума, выборы которой состоялись в конце 1912 г., в целом сохранила прежний партийный состав. Новой политической силой в ней стала либеральная Прогрессивная партия (А. Коновалов, С. Третьяков). Занимая промежуточное положение между октябристами и кадетами, прогрессисты пытались консолидировать либеральные силы.

Аграрная реформа П. Столыпина

Под столыпинской аграрной реформой понимают широкий комплекс мероприятий в сельскохозяйственной сфере, проводившийся правительством Российской империи под руководством П. Столыпина (1862–1911) — российского государственного деятеля начала XX в. Возглавлял ряд губерний, занимал должности министра внутренних дел и премьер-министра. Получил известность благодаря реформам, а также активному участию в подавлении Первой русской революции, которую считал угрозой сильной государственной власти.

Реализация реформы началась 9 ноября 1906 г. Её мероприятия должны были осуществляться по трём основным направлениям:

  • разрушение крестьянской общины (с 1910 г. выход из общины стал обязательным);
  • разрешение крестьянам получать земельные наделы в частную собственность (хутор или отруб);
  • выделение крестьянам денежных ссуд через Крестьянский банк;
  • из-за недостатка свободных земель в центральных районах поощрялось переселение крестьян в малозаселённые районы Сибири, Средней Азии, Северного Кавказа.

Стержнем столыпинской аграрной реформы была ставка на личную инициативу и конкуренцию, которые противопоставлялись традиционному общинному равенству и бедности.

Цели реформы: отвлечь крестьян от раздела помещичьих земель в связи с распределением собственных; отделить от основной массы крестьянства группу наиболее зажиточных, которая должна была стать опорой царской политики на селе, способствовать интенсификации сельскохозяйственного производства в России, направить его развитие в буржуазно-фермерское русло.

Итоги. К 1916 г. из общины вышло 2,3 млн крестьян (26 %), большая часть сразу продавала свои наделы. В целом, реформу нельзя признать удачной. Это объясняется противодействием крестьян, недостаточно осведомлённых о реформаторских мерах, недостаточным финансированием со стороны государства, плохой организацией переселения (в 1911 г. домой вернулось 68,5 % переселенцев). Реформа ускорила дифференциацию крестьянства. Аграрные мероприятия П. Столыпина не решили всего комплекса проблем в этой сфере, а лишь обнажили их, что стало очевидным в ходе событий 1917–1920 гг.

Дать объективную оценку столыпинским реформам непросто. Практически ни одно из его начинаний не было доведено до конца из-за смерти самого министра, начала Первой мировой, революционных потрясений 1917 г. и разразившейся гражданской войны. Сам П. Столыпин считал, что рассчитывать на успех реформ возможно только в случае их комплексного осуществления, а результаты можно будет оценить лишь спустя некоторое время (по его словам, стране для этого требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»).

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!